Эссе
Васильева Анисия Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Антоновская СОШ им. Н.Н. Чусовского»,
с. Антоновка, Нюрбинский район, Республика Саха (Якутия)
Когда я закрываю глаза, то вижу свой родной дом. В нашем доме всё было связано со школой – аккуратно сложенная стопка тетрадей на столе мамы, журнал «Русская литература и язык в школе», спортивная форма, обувь папы, лыжи, мячи… и секундомер со свистком, которые всегда висели на одном месте. Мои родители – учителя. Они все лучшие годы жизни отдали воспитанию и обучению детей в родной школе. Помню, как мама вечерами проверяла тетради, готовилась к урокам, много читала. А папы никогда не было на выходных. Он уезжал в командировку, организовывал и проводил спортивные соревнования. Иногда я ревновала их к другим детям. Думала, что они любят их больше, чем своих родных детей. Только в старших классах я поняла, что такое профессия Учителя. Мне было приятно смотреть, когда к родителям приходили их ученики. Когда они получали письма, поздравительные открытки из разных уголков нашей необъятной Родины. Мама с папой искренне радовались успехам своих учеников. Поэтому профессию учителя начальных классов я выбрала не случайно.
Я сравниваю школу с домом, где фундамент – педагогический коллектив, стены – образовательные технологии. Если «стены» прочны и выполнены из хорошего материала, если не течёт «крыша», то в таком доме царит тепло и уют, в нём можно жить комфортно. Жизнь в этом доме будет зависеть от того, как ты построишь его.
В своей работе я хочу поделиться своими мыслями об Учителе – хозяине этого дома.
Учитель – искатель.
Учитель все время должен быть «в поиске». Он должен построить школьную жизнь так, чтобы каждый ребенок прожил в школе успешную, содержательную жизнь. Каждый день, проведенный в школе, должен удивлять ребенка, не должен повторяться. Школе нужны «новые» учителя. Это веление времени. Наступило время взглянуть на профессию учителя по - новому. Но это не говорит, что надо хвататься за всё новое. Нельзя с ходу всё, что было до этого, объявить устаревшим и ненужным. Нужно бережно относиться к традициям. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Учитель должен быть талантливым.
Каждый человек талантлив. И этот талант надо раскрывать, не «закопать его в землю». Талант педагога – это интересные идеи, доброта, интуиция, артистизм. Каждый день, открывая двери своего класса, мы как будто выходим на сцену, чтобы сыграть спектакль, под названием «урок». Учитель – это артист, который выходит на сцену, чтобы ещё и ещё раз покорять душу зрителей – своих учеников, подарить детям минуты радости и открывать новое, загадочное.
Артисты говорят, что им никогда не надоедает каждый раз выходить на сцену и играть роль по несколько раз. Наоборот, с каждым выходом у них получается всё лучше и лучше. А если этого не происходит с ним, то он уже не артист. Так и учитель, с каждым уроком он должен сыграть свою роль, как будто играет её в первый раз, прожить судьбу своего героя по – новому и выложиться на все 100.
Учитель должен быть всегда молодым.
Молодость – приятный и милый отрезок в жизни человека. Каждый из нас с улыбкой, с какой – то трепетной ностальгией вспоминаем её. Со словом «молодость» на ум приходят только светлые, чистые воспоминания. Кто – то скажет: как это в 40 – 50 лет можно считать себя молодым? Но здесь дело не в биологическом возрасте человека. В данном случае я считаю молодым человеком того, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза. Такие люди, люди с молодой нестареющей душой, должны работать в школе. Им некогда стареть, они всегда в центре событий - время над такими не подвластно.
«Надежда - мой компас земной.»
Учитель – это ребёнок. Он всегда во что – то верит. Верит, что после неудачного урока будет другой урок, где всё будет хорошо, где будут хорошие оценки. Верит, как в сказках добро обязательно побеждает зло. Верит в любовь – самое чистое, красивое чувство на Земле. Верит в хороших и добрых людях. Я верю, что, выбрав профессию учителя, я вытянула счастливый билет.
Учитель должен быть честным.
Существует понятие «внутренняя честность». Это правда, которая не нужна другим. И если ты соврёшь, то от этого никому не станет плохо. Просто никто не узнает, что ты сказал неправду. Но, почему – то тебе становится стыдно и горько на душе. Оказывается, это правда нужна тебе самому. Хотя, от неё ничего не изменится – земной шар будет крутиться вокруг своей оси, ночь сменит день, соседи будут здороваться с тобой, но, всё равно у тебя «на душе скребутся кошки». Вот и это есть внутренняя честность. Она нужна мне, учителю, человеку, который в ответе за чистоту детских душ.
Годы летят, жизнь тоже меняется. Меняются ценности и ориентиры людей, их отношение к себе, миру, природе. Но одно остается постоянным - ребенку, как и сто лет назад, нужен УЧИТЕЛЬ. Учитель – профессионал, актер, искатель, человек, тонко чувствующий психологию каждого ребенка.
У меня в шкатулке лежат серебряные серёжки, которые мама подарила мне 1 сентября 1994 года. Это был первый день моей педагогической работы в родной школе. И вот уже прошло 30 лет. Когда в школе день проходит неважно, когда очень устаю, опускаются руки я достаю эти серёжки. Я их давно не надеваю. Но, подержав их в руке, я чувствую веру, надежду и любовь моих родителей. А на душе становится спокойно. И вспоминаю я свой родной дом: стопку тетрадей на столе мамы и папины секундомер со свистком, которые всегда висели на одном месте…