Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Развитие наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира

 Винокурова Рита Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Кюсюрская СОШ», с. Кюсюр,
Булунский улус
ritavinokurova@mail.ru
 
           Развитие наблюдательности – одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Мы воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс. В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления[3].
         Учителя должны обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал. Пути развития наблюдательности при организации окружающего мира разнообразны: использование различных средств наглядности; организация наблюдений при проведении опытов, практических работ; введение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда; организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий. Рассмотрим некоторые из перечисленных путей развития наблюдательности. Слово наглядность означает доступность визуального наблюдения, то очевидное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять. Типы восприятия разные по содержанию и функциям. Это натуральные средства, печатно-иллюстративные модели, муляжи, условные, графические изображения, знаковые модели.
        Наглядность может выполнять различные функции, в частности иллюстративную, объяснительную, операторную.
1.Отбор наглядных средств учителем для урока зависит от:
- целей. Эффективными являются натуральные пособия, графическая наглядность. Например, можно использовать схему круговорота воды в природе, развитие растения из семени, цепи питания и др.;
-удобства организации анализа. Я использую работу с таблицей, где дано крупное изображение, а не коллекция;
-способа организации деятельности учащихся. При работе в парах, наглядность должна быть в раздаточном варианте;
-возрастных особенностей. Учащиеся хуже воспринимают слишком яркие изображения.
2.Учителю необходимо продумывать мотивацию использования наглядности. Один из приемов, способствующих развитию мотивации-использование разнообразных средств наглядности: таблиц, показ слайдов, фрагментов видеозаписи, рисунков и др. Важным приемом является создание проблемной ситуации. Например, на доску вывешиваю изображения птиц (без подписей). Организую беседу, задавая вопросы:
-Каких птиц вы знаете? Назовите их. Почему вы не смогли назвать всех птиц? Что надо уметь делать, чтобы узнавать различные природные объекты? (Выделять существенные признаки, по которым можно узнать объект, в частности, что это за птица). Нужно ли этому учиться? Почему этому надо учиться?
3.Перед использованием наглядности обязательна постановка цели или учебной задачи наблюдения. Поставленная задача делает наблюдение избирательным и целенаправленным. Это способствует и формированию мотива.
4.Регулятором процесса восприятия является установка, т.е. готовность к восприятию нужного в данный момент материала. Хорошим средством является словесная инструкция. При демонстрации наглядных пособий учитель подчеркивает, на что в первую очередь нужно обратить внимание. А потом уже можно предложить рассмотреть и другие признаки.
5.Подготовка к наблюдению сложных объектов или явлений включает составление плана проведения наблюдения. Он может быть более или менее
развернутым, даваться устно или письменно. План полезен не только для организации наблюдений, но и для последующего рассказа об увиденном.
6. Чем богаче прошлый опыт, тем больше дети видят в предмете или явлении. Для реализации задачи учитель проводит с учащимися экскурсии, прогулки, работу с дневниками наблюдений, фенологическими тетрадями, календарями природы. Это могут быть специальные задания к урокам.
            Для организации наблюдений в природе нужно знать основные правила:
найти предмет, который указал учитель, или выбрать его самому, рассмотреть сначала предмет в целом, чтобы запомнить его очертания, общую форму, преобладающую окраску, наметить для рассмотрения отдельные части, детали предмета, внимательно рассмотреть каждую часть. Стараться запомнить форму, окраску, размеры, положение по отношению ко всему предмету, каждой намеченной части. Не причинять вреда предметам природы. Помнить, что природа нам дарит здоровье, создает красоту, кормит и поит нас. По результатам наблюдений сделать записи, зарисовки.
 
Литература:
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 2008.
2. Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 2011.
[3] Титова В. В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира. Начальная школа №1, 2005г.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru