Юдинцева Арчынай Юрьевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Артыкская СОШ», п. Артык
Оймяконский район, Республика Саха (Якутия)
Цель: знакомство учащихся с достопримечательностями, флорой и фауной событиями из истории Оймяконского района и подвести их к пониманию необходимости изучения истории родного края.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные: продолжить обучать приёмам самостоятельной познавательной деятельности. Развивать логическое мышление, речь, внимание. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.
Коммуникативные: продолжить формирование навыков публичного выступления, навыков межличностного общения, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные: уметь контролировать и оценивать свои действия.
Регулятивные: уметь контролировать и оценивать свои действия.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с историческими событиями основания Оймяконского района
-
Познакомить с картой Оймяконского района и его крупными населенными пунктами.
Формирование УУД:
-
-
-
-
Познавательные:
-
-
-
-
продолжить обучать приёмам самостоятельной познавательной деятельности.
-
развивать логическое мышление, речь, внимание.
-
-
-
продолжить формирование умения извлекать информацию из текста
-
продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.
-
-
-
-
Коммуникативные:
-
продолжить формирование навыков публичного выступления;
-
продолжить формирование навыков проявления познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
-
формировать умения слушать и понимать других;
-
продолжить формирование навыков межличностного общения.
-
Регулятивные:
-
уметь ставить цель и определять задачи своей деятельности
-
уметь контролировать и оценивать учебные действия;
-
уметь отстаивать свою точку зрения.
-
Личностные:
-
воспитание патриотизма
-
формирование образного мышления
-
развитие фантазии
-
формирование мотивации к обучению и изучению истории родного края
-
воспитание бережного отношения к своему здоровью
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролик, 4 конверта с заданиями по краеведению, 4 толковых словаря,4 маркера, бейджики,
Ход урока.
-
Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята, добрый день, уважаемые гости! Меня зовут Ачынай Юрьевна. Я очень рада вас видеть на своем уроке. Кому какой нравится Дедушка Мороз, берем по рисунку и строимся. Я поднимаю табличку, у кого какой рисунок, присаживаемся на свои место. (Чысхаан и Дед Мороз)
-
Медитация.
-
Актулизация знаний
-
Мотивация
-Ребята, давайте согреем друг друга своими улыбками. Посмотрели друг к другу и произнесите слова: «Влево, в право, прямо повернись и друг другу улыбнись».
- Поднимите руки, кто из вас любит путешествовать? (дети поднимают руки)
- Значит, я не ошиблась, и пришла именно к вам, любителям путешествий и фантазий. Давайте немного пофантазируем и представим, что каждая команда — это
экипаж машины времени, способной возвратить нас в прошлое.
И мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, с начало в прошлое, а потом остановимся в настоящем.
-А что такое прошлое? (дети отвечают, что это время, которое было раньше) Слайд 1.
Прошлое - это наша история и наша жизнь.
Прошлое – это то, что прошло.
Прошлое — это события, предшествующие настоящему.
Слайд 2.
Но прежде, чем отправимся в путешествие мы должны с вами запомнить несколько простых правил:
1. Поощряй участие каждого в обсуждении.
2. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
3. Критикуй идеи, а не человека.
4. Помни, что ты имеешь право на ошибку.
И главное: Дисциплина каждого участника – залог успеха всего экипажа!
Всё ли понятно? Ну тогда я желаю каждому экипажу чёткой, дружной и слаженной работы!
-
Постановка цели и задач
- А куда же мы с вами отправимся, кто знает, может кто-нибудь уже предположил? Вот на этот вопрос вы ответите сами.
Слайд 3.
Видео про Оймяконский район
- Итак, куда же мы совершим путешествие? (Дети отвечают, что в прошлое и в настоящее Оймяконского района, учитель корректирует).
- Правильно, в прошлое и в настоящее Оймяконского района, у которого в этом году большой юбилей.
Слайд 4. (карта сверху перечислены задания)
- Путешественники, отправляясь в путешествие ставят перед собой цель. И перед тем как отправиться в путешествие нам нужно поставить цель. А поможет вам в этом листочек, на котором указаны станции, где мы с вами будем останавливаться и выполняя задания, узнавать что-то новое. (Карта с заданиями, прошла зеленая галочка, не прошла красный крест).
- Попробуем поставить цель нашего путешествия, опираясь на эту карту (схему). (Познакомиться с событиями из истории Оймяконского района и подвести их к пониманию, необходимости изучения истории родного края. Дети ставят цель урока и озвучивают ее)
- Молодцы, вы правильно поставили цель путешествия!
- Ребята, а зачем нам нужно узнавать прошлое и что происходит в настоящем времени нашего района?
(Ученики отвечают. Варианты ответов:
- чтобы лучше знать историю своей малой родины;
- чтобы знать, как раньше жили люди в Оймяконском районе;
- чтобы пополнить свои знания новой информацией и т.п.)
- Итак, цель поставлена, и ничто не мешает нам пересечь границы прошлого.
-
Изучение нового материала. Практическая часть
Слайд 6.Станция «Историческая»
Задание 1. Решение исторических задач.
Каждый экипаж должен заложить в программу машины времени год, в который он отправится. Но для этого выполните 1 задание. Вскройте конверт под №1. Время на выполнение – 2-3 минуты.
(Дети выполняют Задание №1)
- Экипаж Деда Мороза прошу доложить, в какой год вы отправляетесь на машине времени. (Дети озвучивают 1920 год.) Слайд 7.
- Спасибо, вы отлично справились с первым заданием, оцените свою работу в листе самооценки.
- Ребята, а кто знает почему, мы отправились именно в 1920 год? (Если дети не отвечают, то говорит учитель сам) Да, именно потому, что этот год считается годом основания нашего района. Запомните, пожалуйста, эту дату. А сколько лет исполняется в этом году нашему району? (дети отвечают – 100).
- Итак, мы отправляемся в 1920 год, поехали!
Слайд 8. информация
Из архивной справки № 03-59/1791 от 29.11.2016 г.: «В фонде Якутского губернского революционного комитета (Ф.Р-49) имеется протокол заседания Якутского районного революционного комитета от 28 июня 1920 г., где 6-м пунктом слушали вопрос «О выделении Оймяконской волости из Баягантайской волости в составе 2 наслегов: Борогонского и Оймяконского со всеми принадлежащими родами». В постановлении Якутского районного ревкома записано: «Выделение (Борогонского) Оймяконского наслега со всеми родами в самостоятельную волостную единицу утверждается…»
В последующих архивных документах, начиная с 1920 года, Оймяконский улус значится как самостоятельная административно-территориальная единица.
Таким образом, датой образования Оймяконского улуса (района) считается 28 июня 1920 год.
- Экипаж Чысхаана прошу доложить, в какой год вы отправляетесь на машине времени. (Дети озвучивают 1931 год.)
Слайд 9. информация
В 1931 году районным центром Оймяконского района стало с. Томтор.
- Экипаж Деда Мороза прошу доложить, в какой год вы отправляетесь на машине времени еще раз. (Дети озвучивают 1935 год.)
Слайд 10. информация
В 1935 году председатель райисполкома А.Е. Кралин настоял на переводе центра в село Оймякон. Село Оймякон является одним из старейших поселений этих мест.
- Экипаж Чысхаана прошу доложить, в какой год вы отправляетесь на машине времени еще раз. (Дети озвучивают 1954 год.)
Слайд 11. информация
В 1954 году центр района был перенесён из села Оймякон в пгт Усть-Нера.
- Вы все молодцы, отправляемся дальше.
Станция «Географическая»
Задание 2. Определить населенный пункт.
- Каждый экипаж отправляется в один из поселков нашего района для выполнения спецзадания. А вот в какой из поселков вы должны отправиться вы узнаете, если выполните задание №2. Вскройте конверт под номером 2 и выполните задания.
А затем найдите свой пункт назначения на карте. Время на выполнение 3-4 минуты.
(В конвертах №2 дана информация про населенные пункты нашего района. Каждый экипаж выдвигает гида-экскурсовода, который расскажет нам про села, которые вам достались)
- Назовите пункт вашего назначения. (Дети озвучивают его). Попрошу одного из членов экипажей подойти к карте и показать на ней свой населенный пункт.(учитель проверяет, помогает).
Экипаж Деда Мороза
с. Оймякон — полюс холода, одно из самых суровых мест на земле. И это основная местная достопримечательность. Название село Оймякон получило от реки, что протекает рядом и в переводе с эвенского языка означает «незамерзающая вода, где водится рыба». Ежегодно весной в Оймяконе проводится фестиваль, на который съезжаются Деды Морозы со всей планеты.
В основном люди занимаются скотоводством, оленеводством, рыболовством.
В основном люди занимаются скотоводством, оленеводством, рыболовством.
с. Ючюгей - маленькое село, где компактно проживают не более 300 эвенов - представителей еще одного коренного северного народа. В селе Ючюгей есть средняя школа, детский сад, дом культуры, магазин. А в 2012 году в селе появилась новая уникальная достопримечательность: - энергетики установили тут небольшую солнечную электростанцию, одну из первых на территории республики. Детям здесь преподают эвенский язык, знакомят их с традициями предков. Местные жители, занятые в хозяйстве «Ючюгейское», разводят племенных оленей и лошадей. Основной отраслью хозяйства является домашнее северное оленеводство, а также разведение лошадей якутской породы.
с. Сордонох – сельское поселение в Оймяконском улусе Якутии. В селе функционируют школа, детсад, дом культуры, больница, электростанция, библиотека. Население традиционно занимается сельским хозяйством: скотоводством, коневодством, оленеводством, охотой, рыболовством. Достопримечательность - легендарное озеро Лабынкыр.
Экипаж Чысхаана
с. Томтор – центр 2- го Борогонского наслега Оймяконского улуса Якутии. Расположен на высоте 740 м над уровнем моря, во впадине Верхоянского хребета. Томтор также известен как «Полюс Холода». В селе есть участковая больница, средняя общеобразовательная школа , библиотека, междугородняя связь и интернет, мобильная связь, дом культуры, детская музыкальная школа, магазины. В двух километрах от Томтора находится аэропорт. Достопримечательность - в посёлке установлен памятный знак жертвам сталинских репрессий — «Колокол памяти».
C недавних пор здесь проводится ежегодный туристический слёт «Полюс Холода»..
с. Терють - сельское поселение в Оймяконском улусе Якутии. Село расположено относительно недалеко от районного центра (по прямой 70 км), добраться летом до него непросто, разве только по Индигирке. Зимой по льду. В 2018 году энергетики торжественно ввели в эксплуатацию линию электропередачи «Байтах-Терють».
Население разводят крупный рогатый скот, несколько крестьянских хозяйств содержат лошадей.
п. Артык - посёлок городского типа в Оймяконском улусе Якутии. Посёлок транспортников. Его построили специально для работников известной Артыкской автобазы. В Артыке не прекращают работу средняя школа, детский сад, больница и, дом культуры. В конце 2009 года здесь был открыт межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Учитель
п. Усть-Нера. Поселок расположен в узкой долине, окруженной бесконечными горными грядами. Дома здесь стоят на сваях, а трубопроводы идут по воздуху, образуя в некоторых местах «арки» для автомобилей.
Через Усть-Неру проходит Колымская трасса. В 2008 году трассу, связывающую Якутск с Магаданом, официально открыли для круглогодичного движения на всем ее протяжении.
Населенный пункт стоит примерно на середине пути между двумя краевыми столицами, поэтому здесь часто останавливаются дальнобойщики. Зимой отсюда строят так называемый Колымский зимник. Усть-Нера, расположенная при впадении реки Неры в Индигирку, является центром Оймяконского района. Усть-Нера находится на правом берегу Индигирки. На небольшой набережной стоят скамейки - здесь любят отдыхать местные жители. От Усть-Неры вниз по Индигирке ходят небольшие суда, но только до порогов.
- Спасибо! Вы блестяще справились с заданием. Оцените себя в листе самооценки.
(Нажимаешь отсчет, потом пуск.)
–Прошу экипажи занять свои места, т.к. наше путешествие продолжается.
И мы снова отправляемся в путь.
Станция «Экологическая»
Представьте, что вы в лесу родного района
- Вскройте конверты под номерами 3 и 4 и выполните задания.
Конверт № 1 (конверт с растениями)
- Ребята, представьте, что вы в лесу. Какие деревья растут в наших лесах? (Дети перечисляют, выбирают деревья и прикрепляют на карту)
Конверт № 2 (конверт со зверями)
- Идем по лесу дальше, и на пути нам встречаются животные. Назовите животных наших лесов? (Дети перечисляют, выбирают животных и прикрепляют на карту)
Конверт № 3 (конверт с рыбами)
- Назовите рыб, которые водятся в наших реках, озёрах. (верхогляд, толстолоб, ленок, сазан, щука, серебристый карась, налим, калуга, таймень, кета, горбуша, ратан).
Конверт № 4 (конверт с птицами)
- Назовите птиц наших лесов? (Дети перечисляют, выбирают животных и прикрепляют на карту)
- Ребята, доложите, как вы справились со спецзаданием. (Дети объясняют свой выбор)
(в ходе работы создаётся коллаж – Мой район)
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали о нашем районе.
Заключение.
- Ребята, посмотрите, какая у нас получилась красивая карта нашего района. Мне очень хочется, чтобы вы гордились своим районом. Родной район, это и есть наша малая Родина.
- Чтобы наш малая район становилась еще краше, необходимо любить ее, знать ее историю, украшать ее своими добрыми делами.
- Вы, ребята – наследники культуры, истории и всех богатств нашей щедрой «Оймяконской земли». В будущем вы будете не только беречь, но и приумножать богатства нашего района, трудиться, совершать подвиги и открытия на родной земле.
- Что хотите пожелать нашему Нанайскому району в год его юбилея?
- У каждого из вас лежит на парте бумажная фигура человека, напишите на ней, что каждый из вас может сделать в будущем, кем стать, чтобы наш район стал еще прекрасней и богаче.
- Из этих человечков на доске мы составим круг дружбы.
Оймяконский район - любимый наш район, живи, радуй нас и всегда процветай!!!
Благодарю вас за урок!
Слайд 30.
- По возвращении из экспедиции экипажи должны подвести итоги, справились ли они с целью путешествия в прошлое.Давайте подведем итог нашего путешествия.
VII. Итог урока.(Дети подводят итог урока. Выполнена ли цель урока, что нового узнали? Чему научились? Было ли трудно?)
Слайд 31.
- А как бы вы оценили свою работу группы? Была ли ваша команда слаженной?.А может, кто-то еще хочет высказаться?
Слайд 32.
VI. Рефлексия.
«Для меня сегодняшний урок».
Прошу вас поставить знак «+» в листе рефлексии напротив нужной фразы.
- Поднимите руки, кому на уроке было интересно.
- Поднимите руки, кто считает, что он хорошо работал на уроке.
- Поднимите руки, кто узнал больше, чем знал.
- Поднимите руки, кто понял все на уроке.
Слайд 33.
-Каждый человек своего рода первооткрыватель. Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. И каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово -Родина. Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая Родина. Это родной край со своим особым обликом, со своей, пустьдаже самой скромной красотой, предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.Я хотел бы, чтобы этот урок стал для вас очередной ступенькой к более глубокому изучению истории своей малой родины.
Слайд 29. (Нажимаем отсчет, потом пуск.)