Руководители проекта –Алексеева Ефросинья Жарафовна, Попова Мария Петровна
МОБУ ЯГНГ,МБУ ДО «Дворец детского творчества»
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность учащихся 3 б класса Якутской городской национальной гимназии была организована по направлению духовно-нравственного развития личности и предполагала создание ее модели , реализующейся в форме студии, а также проведение тематических классных мероприятий. Участвовали в проекте желающие 8 девочек с родителями, 2 педагога, благодаря чему дети в течении полгода имели возможность принять участие в процессе проектной деятельности , попробовали себя в сфере художественно-декоративной деятельности. В этом случае художественно- прикладная деятельность выступила как составная часть системы эстетического воспитания, явилась основным средством творческого и эмоционального развития личности. Художественно-прикладное творчество также считается одной из эффективных форм по формированию этнокультурных умений и навыков через процесс изготовления индивидуальных и коллективных работ.
Декоративно-прикладная работа отражает культуру, религию, философию народа, поэтому вызывает живой интерес у детей, влияет на формирование у них целостного видения окружающего мира, является сильным средством формирования духовно-нравственных ценностей.
Духовность – воспитание человека высокой культуры и высокой нравственности. Духовность, дух народа передается ребенку посредством любви, родного языка, религиозной веры народа, домашним воспитанием. Отчий дом, многодетная семья, почитание рода, знание своих корней, любовь к родным местам, святые воспоминания детства – ничем незаменимые средства воспитания духовности.
К нравственным традициям относятся внутрисемейные и социальные отношения, нравы. Взаимопомощь, уважение, доверие, приобщение к таланту, традиции экологии, народное творчество, обереги, обычаи, ритуалы верования, почтение старости. Приобщение детей к красоте, открытие творческих способностей достигается учением кут-сур.
Ставя задачу возрождения народных традиций, учитываем художественные особенности народного искусства, его природу, место в жизни народа саха. Поиск новых путей сохранения народных традиций, передача векового художественного опыта молодому поколению – задача нашего времени.
Часть родителей изъявили желание обучаться технике лоскутного шитья. И чтобы сохранить народные традиции мы нашли новый путь – путь в создании проекта «Панно в лоскутной технике» из родителей обучающихся и самих детей студии «Мындыр иис».
Цель проекта: Содействие укреплению семьи через сохранение и воспроизведение народных традиций в студии «Мындыр иис», которое заключается в обучении технике лоскутного шитья, и в достижении мастерства до уровня, отвечающего современным образовательным стандартам, учитывающим инновационные педагогические идеи и технологии, соответствующие социальному заказу общества в новых экономических условиях.
Задачи: - приобщить учениц и их родителей к системе культурных ценностей народа саха, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- каждому участнику проекта создать условия для самореализации личности;
- стимулировать творческую активность детей и их родителей, выявить и развить их природные задатки;
- способствовать педагогическому просвещению родителей и жизненному самоопределению учащихся;
- обучить детей и их родителей знаниям, умениям и навыкам искусства лоскутного шитья.
- воспитывать в духе уважения к нормам коллективной жизни;
- развивать потребность к творческому труду как высшей ценности жизни, добиваться честности и ответственности в деловых партнерских отношениях
Группу формировали из 8 семей (16 человек, в зависимости от количества детей в семьях, посещающих студию). Небольшой количественный состав группы объясняется повышенным уровнем сложности работ, а также значительным расходом учебного времени на реализацию оригинальных, индивидуальных проектов.
1.Составление плана работы группы «Панно в лоскутной технике»
2. Обучение в студии по программе «Панно в лоскутной технике»
3. Лекции по этнопедагогике на родительских собраниях.
4. Встреча и консультации с мастерами- умельцами.
5. Поиск спонсоров для оказания материальной помощи студии.
6. Конкурсы по создании эскизов панно в лоскутной технике.
7. Разработка договора с предприятиями об обеспечении материалами и продаже изделий , изготовленных руками творческих семей.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
- усиление внимания и заботы со стороны родителей к работе студии образования;
- помощь родителей к творческой работе ,ФГОСу класса, повышение интереса к развитию творческого потенциала своих детей;
- укрепление тесной связи работы студии, класса с родителями;
- укрепление связи обучающихся с родителями, формирование взаимопонимания, сотрудничества, взаимопомощ
Личностные результаты:
Признание ценности традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
Развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и этнокультурных мероприятиях;
Метапредметные результаты:
- уметь ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
-умение работать в парах, группе, коллективе;
Предметные результаты:
-Умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики ;
-формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций:конкретное сравнение, классификация, анализ, синтез, доказательства.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Выполнение проекта позволит:
- создавать оптимальное условие для реализации возможностей каждого обучающегося,для развития его таланта и способностей.
- способствовать педагогическому просвещению родителей и жизненному самоопределению обучающихся;
- стимулировать творческую активность детей и их родителей; выявить и развить их природные задатки.