З.А. Чичахова
учитель английского языка высшей категории,
МОБУ СОШ №12 г. Якутск
отличник Образования РС(Я)
Приоритетной целью начальной ступени общего образования как полноценного компонента системы непрерывного образования, согласно требованиям ФГОС, является целостное развитие младшего школьника, что включает решение задач «общекультурного, личностного и познавательного развития», в том числе нравственного развития и социализации, базирующихся на национальных ценностях.
Включение природы (ближайшей окружающей среды и природного мира) в состав базовых национальных ценностей, согласно Концепции духовно – нравственного воспитания (2009), сопряжено с рассмотрением экологических ценностей, осознание которых совершенно необходимо в связи со сложившийся неблагоприятной ситуацией в российском обществе так и в мире в целом. Возникновение подобной проблемы, обуславливает необходимость экологизации образования, что предполагает обсуждение экологических ценностей в контексте содержания обучения различным предметам на начальной ступени общего образования, прежде всего предметам гуманитарного цикла, включая иностранный язык.
Учебному предмету «Иностранный язык» (ИЯ) может принадлежать одна из ведущих ролей в процессе экологизации, поскольку развитие средствами ИЯ сопряжено не только с приобщением детей к культуре народа, языком которого они начинают овладевать, но и с вполне возможным формированием экологической культуры каждого ребенка, что становится реальным благодаря социализирующему воспитательно – развивающему потенциалу этого учебного предмета.
Воспитательно – развивающий потенциал ИЯ позволяет достигать уже на начальной ступени образования, поставленной перед этим предметом цели не только прагматического характера, связанной с формированием у младшего школьника способности и готовности осуществлять элементарное общение на межкультурном уровне, но и цели психолого – педагогического характера – воспитывать и разносторонне развивать личность ребенка, что не исключает овладение ребенком основами экологического воспитания.
Формирование ЭК младших школьников предполагает овладение ими определенной экологической этикой, проявляющейся, прежде всего, в элементарной экологической грамотности, формирование которой опирается на социально – экологический подход (Ю.Н. Широбокова) в реализации учебно – познавательной коммуникативной деятельности по развитию коммуникативной компетенции на ИЯ в начальной школе.
Социально – экологический подход в современном образовании становится направлением, нацеленным на формирование социальной и экологической культуры как единого целого, и включает в себя сочетание экологических, социальных, психологических, педагогических и культурологических идей. При реализации этого подхода возможно не только репродуктивное усвоение знаний, но и формирование у них в процессе обучения готовности применять эти знания в конкретной социальной деятельности на основе усвоенных экологических ценностей. Именно этот фактор крайне значим для формирования ЭК младшего школьника и его становления как социально активной личности, владеющей нормами и правилами экологосообразного поведения.
Если рассматривать формирование ЭК в процессе иноязычного образования с позиции достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, согласно требованиям ФГОС, то оно не только не нарушает процесс достижения этих результатов, но и во многом способствует ему. Возможность и результативность начального иноязычного образования в формировании ЭК младших школьников обусловлены не только спецификой предметного содержания ИЯ, но и его процессуальным содержанием и открытостью программ. Содержание обучения ИЯ на начальной ступени общего образования, в частности АЯ на базе УМК различных авторов не только позволяет обучать ребенка коммуникации на элементарном уровне, но и формирует социальный опыт ребенка.
Согласно Примерным программам для начальной школы по ИЯ в состав предметного содержания письменной и устной форм общения входит раздел «Мир вокруг меня», который включает определенные сведения о природе диких и домашних животных своей страны и стран изучаемого языка. Например, презентация английского алфавита можно представить по теме «Природа». Называя букву, мы произносим название животного или растения. Учащиеся на английском языке говорят о том, какие животные живут у нас в лесу, а какие во дворе или на ферме. Это позволяет не только развивать коммуникативные умения младших школьников на ИЯ в соответствующих ситуациях общения при овладении языковым материалом, но и развивает его познавательную активность, обогащая знания о природе.
Процесс обучения ИЯ на начальной ступени общего образования при опоре на социально экологический подход сопряжен с осознанием детьми экологических ценностей как личностно – значимых, приобретением школьниками экологически окрашенного социального опыта.Так, например, младшим школьникам очень любопытно узнать, как называются на английском языке деревья и ягоды, которые растут у нас, какие природные объекты можно найти в нашей местности.Также при отработке лексического материала учащиеся говорят о красоте и богатстве родного края: Our country is beautiful. Our nature is rich of rivers and lakes, forests and fields, trees and flowers, animals and plants.Именно такой подход, реализуемый в процессе обучения АЯ младших школьников позволяет детям «прожить» и «пережить» соответствующие учебные ситуации при непосредственном общении с представителями природы и окружающей среды, что формирует экологическую этику.
Большинство учебников по АЯ для начальной школы начинается с темы «Мир вокруг меня», которая последовательно раскрывается с первого года обучения (2 класс), начиная с темы «Животные». На третьем году обучения АЯ, когда у младших школьников значительно расширяется словарный запас и обогащается речевой опыт, дети знакомятся с текстами, содержащими информацию о жизни диких животных в национальных парках, заповедниках, зоопарках, о существовании таких организаций , как Greenpeace и WWF(фонд защиты природы). На этом этапе изучения АЯ школьники выполняют проектные работы и защищают их на уроках и школьных мероприятиях. Тематика проектов разнообразна; начиная с домашних питомцев, о жизни животных в зоопарке и в лесу до значения и роли растений в жизни человека.
При формировании ЭК у младших школьников в процессе овладения АЯ особое значение имеют ситуации именно нравственной экологической направленности, воздействующие на эмоциональную, чувственную сферу личности младших школьников. Опытное обучение показало, что развитие элементарной коммуникативной компетенции на начальной ступени обучения АЯ позволяет формировать у младших школьников экологически окрашенный социальный опыт, экологическую этику. Следовательно, возможно говорить о формировании экологической культуры в процессе обучения АЯ. А задача учителя иностранного языка состоит в создании условий, развитии общекультурных, учебно – познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.