Артемьева Мария Андреевна,
учитель физики и информатики
МБОУ «Мындабинская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Алданского района
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные и инженерные технологии становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности, значительно повышающей ее эффективность и максимально способствующей всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер обучающихся. Таким образом, формируется благоприятная среда для развития направления технического творчества - робототехники.
Формой внедрения нового для нас направления – робототехники - я выбрала внеурочную деятельность на основе добровольного участия детей. Три "кита” робототехники — это конструирование, программирование и электроника. Эти “киты” идут последовательно, без предыдущего сложно освоить следующий. Поэтому внеурочная деятельность называется «СУП» (сделай, управляй, программируй). У меня 2 часа в неделю по робототехнике.
В рамках внеурочной деятельности учащиеся 3-4 классов увлеченно осваивают азы робототехники, конструируют устройства из мелких деталей. Ребята получают не только навыки конструирования, но и так называемые soft skills — учатся работе в группе и в паре, взаимопомощи. В начальных классах ученики используют Конструктор Перво Робот LEGO® WeDo 9580 (LEGO Education WeDo Construction Set). Используя этот конструктор, ученики строят Лего-модели, подключающих к ЛЕГО- коммутатору и управляют ими по средством компьютерных программ. В набор входят 158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной». Комплект заданий WeDo позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Учащиеся собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.
Далее в среднем и старшем звене работают с конструктором Mindstorms EV3. Для учащихся средней школы конструктор Lego представляет большие возможности для поисковой и эскпериментально исследовательской деятельности, благодаря его технологии, а именно: разнообразие деталей (большое количество деталей-кирпичики, кубики, овальные формы, столбики, колеса, панели, горки и т. д.), сооеобразие креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно). Для учащихся старших классов способствует к созданию собственных проектов, не похожих на другие. Так же существуют различные игровые формы проведения занятий. Так же существуют различные игровые формы проведения занятий, практикоориентированность при постановке задач для последующих технологических решений, интерес к технологическому конструированию, визуализация этапов программирования модели с помощью программной среды Lego Mindstorms.
Можно придумать много разнообразных задач на построение данного конструктора и его программирования, тем самым заинтересовать учащихся к данному предмету, например, будь это информатика, программирование, физика и так далее. Занятия робототехникой дают возможность организовать индивидуальную проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Элементы игры, которые несомненно присутствуют в первоначальном знакомстве и мотивируют ребенка, очень естественно подводят его к познанию сложных фундаментальных основ взрослого конструирования и программирования.
Интегрирование различных школьных предметов во внеурочном курсе ЛЕГО открыли возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Ребята изучили и освоили процессы передачи движения и преобразования энергии в модели, научились создавать и программировать модели с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами; модифицировать поведение модели за счёт изменения её конструкции.
До начала пандемии проводилось много соревнований по робототехнике на муниципальном и региональных уровнях. Мы с ребятами участвовали на этих конкурсах, соревнованиях, а также НПК.
В 2017-18 учебном году ребята успешно участвовали в. ежегодном Республиканском фестивале образовательной робототехники РобОТС, где Готовцев П. занял 4 место в категории «Кэтэх тардыһыы». В Открытом муниципальном соревновании по робототехнике «Кубок УстьАлданского улуса. Робот 2017» - победителями и призерами стали 4 учащихся. В республиканском техническом смотре-выставке среди юношей «Мюрюнский технодром - 2019» - 3 призера, в муниципальных соревнованиях образовательной робототехники «Дистанционные роботы»-2 победителя и 5 призеров, «Дистанционные роботы и комнатные авиамодели» - 1 победитель и 3 призера.
Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы с конструктором Перворобот LEGO®WeDo™ способствовали развитию учащихся, позволили во многом реализовать задачи новых образовательных стандартов во внеурочной деятельности.
В заключении отмечу, что внедрение единой системы обучения основам робототехнике в школе является важным этапом развития технических навыков и умений школьников. Основы робототехники в школе позволяют привить интерес школьников к техническому творчеству, тем самым раскрыть таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами и технологами. Именно поэтому внедрение основ образовательной робототехники актуально не только на уроках информатики, но и в иных учебных дисциплинах: технологии, окружающем мире, математике. Применение элементов робототехники в вышеназванных курсах может сделать их более «живыми», интересными, практико-ориентированными.
Список источников:
1. Д.Г. Копосов. Первый шаг в робототехнику. Рабочая тетрадь по робототехнике. М.Бином,2012
2. Копытова О.Г. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Трехгорный, 2010
3. ПервоРобот LEGO ® WeDo ™ Книга для учителя – электронный вариант