Составители:
Тихонова Наталья Николаевна,
Яковлева Валентина Гаврильевна
учителя начальных классов
МБОУ «Антоновская СОШ им. Н.Н.Чусовского»
МР «Нюрбинский район (улус)» РС(Я)
Пояснительная записка.
Мы живём в не простое время, ведь перед нами стоит задача воспитать новое поколение детей. Детей, которые отлично разбираются в современных гаджетах, постоянно пользуются интернет сетями с целью поиска готовой информации, общение в социальных сетях им практически заменило живое общение. Именно поэтому возникла реальная потребность качественного улучшения патриотического воспитания подрастающего поколения.
Начальные классы – это период усиленного становления личности. У ребёнка младшего школьного возраста выделяется эмоциональность. Эмоции властвуют над всеми сторонами его жизни, определяют его действия, выступают в качестве мотива поведения. На основной план выходит повышенная восприимчивость внешних воздействий, вера в исключительную истинность всего чему его обучают, о чем с ним беседуют, в безусловность и необходимость общепризнанных моральных норм. В данном возрасте дети имеют большие возможности для регулярного и системного нравственного воспитания школьников. Таким образом, патриотические чувства начинают у учащихся начальных классов на базе содержания осознанности и стойкости психологических переживаний.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Формирование патриотизма осуществляется на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых учащиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину. Современные школьники имеют о своей Родине лишь общее представление. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Актуальность. Формирование патриотизма подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под формированием патриотизма понимается постепенное и неуклонное становление у учащихся любви к своей Родине.
Цель:
Создание условий для формирования активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Задачи:
- стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формировать способности к общению, сопереживанию;
- развивать творческие способности, познакомить с традициями края, страны, достижениями людей;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
- учить бережному отношению к общественному достоянию;
- прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививать чувство любви к своему Отечеству.
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.
- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
- стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формировать способности к общению, сопереживанию;
- развивать творческие способности, познакомить с традициями края, страны, достижениями людей;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
- учить бережному отношению к общественному достоянию;
- прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививать чувство любви к своему Отечеству.
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.
- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Формы работы:
классные часы, беседы, викторины, уроки мужества, внеклассные мероприятия, экскурсии в музеи, выставки, участие в социальных проектах, школьных конференциях, поисковая работа учащихся ( походы к памятным местам, изучение исторических мест, названий улиц); встречи с интересными людьми, просмотр фильмов; участие в литературно-драматических композициях, посвящённых юбилейным датам родного края; привлечение родителей к участию в мероприятиях, их организации и проведению.
классные часы, беседы, викторины, уроки мужества, внеклассные мероприятия, экскурсии в музеи, выставки, участие в социальных проектах, школьных конференциях, поисковая работа учащихся ( походы к памятным местам, изучение исторических мест, названий улиц); встречи с интересными людьми, просмотр фильмов; участие в литературно-драматических композициях, посвящённых юбилейным датам родного края; привлечение родителей к участию в мероприятиях, их организации и проведению.
Основные направления:
-
Изучение материалов о семье.
-
Изучение истории школы.
-
Изучение истории родного края.
-
Прошлое, настоящее и будущее нашей Республики.
-
Культурно-патриотическое направление.
-
Военно-спортивное направление.
Содержание работы:
-
Изучение материалов о семье «Моя семья. История моей семьи».
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
№
|
Содержание
|
1
|
Составление генеологических древ «Мое семейное древо»;
|
2
|
Альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
|
3
|
Конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама»
|
4
|
Фотовыставка «Моя семья»
|
5
|
Совместные праздники и мероприятия с родителями
|
6
|
Мой дед (бабушка, прадед, прабабушка) – участник (ветеран) ВОВ
|
7
|
Беседы для учащихся и родителей, педагогические лектории для родителей.
|
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее. Формируется представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-
Изучение истории школы. «Школа – наш второй дом».
Задачи:
- формировать стремление к созданию атмосферы товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
№
|
Содержание
|
1
|
Выучить Гимн школы
|
2
|
Биография и героический подвиг Героя Советского Союза Н.Н.Чусовского
|
3
|
История родной школы
|
4
|
Выставочно-образовательный центр с. Антоновка
|
5
|
Составление семейных планшетов «Моя семья и школа»
|
6
|
Организация дежурств в школе.
|
Патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей.
3. Изучение истории родного края. «Здесь я родился».
Задачи:
- воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
№
|
Содержание
|
1
|
Гимн Нюрбинского района.
|
2
|
Краеведческий музей «Дружбы народов» г.Нюрба.
|
3
|
Истории родного села.
|
4
|
Уроки – путешествия «Памятные места родного села, района, республики.
|
5
|
Оформление альбома «Знаменитые люди нашего села».
|
6
|
Конкурс фотографий «Красоты моего села (района)»
|
7
|
Шефство над обелиском «Знаменитые люди в с. Антоновка».
|
8
|
Квест-игра «Гордимся нашим селом»
|
Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки, изучать ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Прошлое, настоящее и будущее нашей Республики.
Задачи:
- формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков.
- формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков.
№
|
Содержание
|
1
|
Гимн Республики Саха (Якутия)
|
2
|
Гимн России
|
3
|
История нашей Республики
|
4
|
Традиции Республики Саха (Якутия)
|
5
|
Составление карты путешествий.
|
6
|
Посещение музеев, выставок, площадей в г. Якутск
|
Изучение истории родного края - готовность служить её интересам, своему народу. Это естественная привязанность к родным местам, языку, любви и уважение к Родному краю, к историко-культурному наследию народов саха.
5. Культурно-патриотическое направление.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
№
|
Содержание
|
1
|
Изучение традиции народов саха: фольклор, национальный костюм, песни, танцы
|
2
|
Изучение патриотических песен
|
3
|
Участие в акциях
|
4
|
Участие в НПК
|
5.
|
Книжная неделя, выставка книг.
|
Знание культурных корней своего народа необходимо прежде всего потому, что оно позволяет по - настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы, любить Родину.
-
Военно-спортивное направление.
Задачи:
- развивать личность ребёнка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности;
- развивать личность ребёнка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности;
- пропаганда физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
№
|
Содержание
|
1
|
Смотр строя и песни
|
2
|
Сдача норм ГТО
|
3
|
Проект «Мой режим дня»
|
4
|
Участие на соревнованиях по легкой атлетике, футболу, боксу
|
5
|
Изучение спортивных достижений спортсменов нашего села, района
|
6
|
Спортивные игры «Игры Манчаары _2027» в Нюрбинском районе
|
Спортивные игры — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Учащиеся окрепнут физически, станут активными, самостоятельными. В совместных мероприятиях обучающиеся познают чувство товарищества, гордости за своё объединение, за дело, которым занимаются.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации программы патриотического воспитания у обучающихся к моменту окончания 1 ступени должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.