Баханова Анна Алексеевна, учитель начальных классов
МАОУ «Саха политехнический лицей»
г.Якутска,
Возникшая эпидемиологическая ситуация по снижению риска распространения коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в организации учебной деятельности у каждого учителя. Необходимость перехода на дистанционное обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, требует очень серьезного внимания к организации этого процесса в классах. Интенсивный поиск наиболее эффективных форм образовательного процесса, создание условий обучения и развития детей способствовали максимальному раскрытию способностей детей, также и их учителей.
Встал вопрос о необходимости создания такой модели обучения, которая обеспечивала бы развитие каждой личности в максимальном диапазоне её интеллектуальных и психологических способностей. В настоящее время существует много учебных платформ, где ученики и учителя являются активными пользователями. Но обучающимся 1-2 классов сложно ориентироваться без взрослого в этих платформах. И в помощь своим ученикам разработали индивидуальный образовательный маршрут для самостоятельного усвоения предметных знаний по математике в условиях дистанционного обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика.
Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающегося интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания для его последующего обучения.
Задачи:
1.Ликвидация пробелов в обучении по математике.
2. Создание условий для повышения уровня мотивации к учению.
3. Создание ситуации успеха.
4. Развитие познавательных процессов.
Как составить маршрут?
-определить уровень знаний, умений и навыков ученика; опыт действования в разнообразных учебных ситуациях;
-учитывать индивидуальные психологические и другие особенности и способности ученика;
-выяснить его проблемы в освоении предметного материала, составляющие основу индивидуального образовательного маршрута.
Данный маршрут разработан по системе учебников «Школа России», на базе учебника «Математика» автор М. И. Моро, рассчитан на базовый уровень. Материал способствует формированию у ученика начальных математических знаний и в дальнейшем применении в практике. Содержание и структура направлены на достижение учеником личностных, метапредметных и предметных результатов, отраженных в ФГОС начального общего образования.
К каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности. С первого класса необходим учет индивидуальных особенностей и содержания обучения. Ученик получает целую систему дифференцированных заданий на определенную тему. Перед началом работы ученик должен понимать:
- в смысле деятельности (зачем я это делаю);
- постановка личной цели (предполагаемый результат);
- план деятельности;
- реализация плана;
- рефлексия (осознание собственной деятельности);
- оценка;
- корректировка или переопределение целей.
Условные обозначения в маршрутном листе соответствуют условным обозначениям в учебнике. Поэтому ученику легко ориентироваться по заданиям.
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя следующие содержательные моменты (на примере темы «Сложение и вычитание», 1 класс):
-
Усвоение, повторение теоретических основ материала:
-что такое сложение и вычитание (показ образца);
-свойство сложения и вычитания, компоненты сложения и вычитания.
2. Тренировочные упражнения.
3. Проверь себя! (контролирующие и проверочные задания).
4. Самооценка (рефлексия, как он выполнил задания).
Приложение 1
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.
-
Переместительное свойство сложения.
От перестановки слагаемых – значение суммы не меняется.
Компоненты сложения и вычитания.
-
Найди значения сумм:
4+2 3+5 3+3 7+1
-
Найди значение разности.
5-3 8-1 7-4 9-4
-
Заполни таблицу.
-
Найди ответы с помощью переместительного свойства сложения.
5+3 4+2 3+5 2+4
9+1 7+2 1+9 2+7 Ответы: 8, 10, 6, 9
-
а ) Первое слагаемое 7, второе слагаемое 3, сумма равна ...
б) Запиши в виде суммы двух равных слагаемых числа: 6, 4, 8.
в) Разность чисел равна 2, вычитаемое - 7. Чему равно уменьшаемое?
-
а ) Подчеркни уменьшаемое: 9-5
б) Подчеркни значение суммы: 4+3=7
в) Подчеркни второе слагаемое: 5+5
Самооценка!
|
|
|
|
||||
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.
При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Приложение 2
Таблица самоконтроля усвоения учебного материала по математике.
Фамилия, имя ученика___________________________
Класс______ Дата, тема_________
№
|
Этапы маршрутного листа
|
Деятельность ученика
|
Отметка
|
Рекомендации учителя
|
1
|
Определение темы
|
Понимание, усвоение правила
|
|
|
2
|
Решение заданий
|
Умение самостоятельно решать
|
|
|
|
Корректировка
|
Работа над ошибками
|
|
|
3
|
Проверь себя
|
Закрепление материала
|
|
|
|
Корректировка
|
Работа над ошибками
|
|
|
4
|
Самооценка
|
Оценивание себя
|
|
|
Безусловно, что приведённый выше образец является лишь иллюстрацией возможных вариантов составления индивидуального образовательного маршрута. Для каждой ситуации, для каждого ребёнка составляется свой вариант маршрута. Такие маршруты можно сделать для всех обучающихся: для слабоуспевающих, одаренных, с ОВЗ. Их можно использовать в условиях карантина, пропуска занятий по болезни, во время актированного дня.
Какие результаты даёт работа по индивидуальному образовательному маршруту?
Успешное освоение учебных дисциплин в полном объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом, овладение навыками самостоятельной работы, развитие привычки к самоконтролю и самооценке.