Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Формирование нравственных ценностей посредством творческих заданий на уроках литературного чтения.

Бережнова Кюннэй Николаевна
МБОУ «Сватайская СОШ имени Г. Г. Колесова»
учитель начальных классов
 
 
To form moral values by means of creative tasks at the lessons of literature.
Аннотация: Актуальность в том, что современному социуму остро необходима ясно выраженная система ценностных ориентиров, тем более подрастающему поколению, потому что ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. В младшем школьном возрасте при верном воспитании складываются основы будущей личности. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни непросто восполнить в дальнейшие годы. Вследствие этого главная роль в духовно-нравственном становлении общества отводится образованию.
Ключевые слова: нравственные ценности, творческие задания, литературное чтение.
Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка – долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения. Так снижение доверия к учителю и взрослому в целом как к источнику информации, обязывают обновлять содержание и формы воспитательной работы, направленные на формирование нравственных ценностей.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения была актуальна в обществе на любом этапе его развития. Сколько бы взрослые ни внушали ребенку, как ему следует жить и к кому относиться уважительно, до тех пор, пока ребенок не осознает эти ценности, пока они не станут личностными, результаты остаются недостаточными. Следовательно, ребёнку уже в младшем школьном возрасте необходимо помочь правильно сориентироваться в сложном социальном мире, а главное иметь свои сформированные нравственные ценности. [2]
Вопрос о необходимости формирования нравственных ценностей обозначен в требованиях ФГОС НОО. Программа воспитания учащихся младшей школы должна быть ориентирована на нравственное развитие, и достигаться это должно органичным сочетанием разных видов урочной и внеурочной деятельности через совместную работу учителей, воспитателей и родителей, а также представителей общества.
Определим трактовку мнения нравственности. Психолого-педагогическая лексика гласит: нравственность - это совокупность норм и правил, регулирующих дела людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. [1]
 Б. Т. Лихачев считает, что нравственность конкретного человека есть «освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести».
Категории этики ― это основные понятия этической науки, которые отражают наиболее существенные элементы морали. Они являются не только теоретическими конструкциями, но и тем, что образует формальный аппарат теории, и в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.
Нравственные категории ― это понятия морали, имеющие всеобщий характер, которые охватывают не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими. Сюда относятся такие категории, как долг и честь, добро и справедливость, достоинство и счастье и др.[3]
Нравственный человек - это, прежде всего, подлинно мыслящий человек, способный самостоятельно гармонично связать разнообразные и противоречивые актуальные эмоции.
При изучении нравственных понятий следует рассмотреть нормативно оценочный и ценностно-ориентированный аспекты их содержания. Традиционные этические категории подразумевают элементы идеально предписываемого характера, разъяснения того, как должен представлять себе человек добро и зло, долг, совесть, счастье, достоинство, смысл жизни и как способы помогают достичь их в практическом нравственном поведении.
 Индивидуальность нравственного воспитания как психологической категории произведено в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического навыка, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. Но сами по себе ценности в отрыве от жизни имеют все шансы быть всего лишь пустой теорией, не прочувствованной и не подкрепленной житейским опытом. К примеру школьник может понимать, что стариков обижать нельзя. Но поскольку он это еще не прочувствовал, не пропустил через свой внутренний мир - возникают конфликты с близкими, которые могут продолжаться, вопреки многочисленным наказаниям. Ценности школьника, пока они не стали его собственными, навязаны снаружи.[2]
Методом неизменного нравственного выбора меж истиной и обманом, добром и злом, сочувствием и беспощадностью, любовью и ненавистью, долгом и желанием складывается культурное ядро личности.
Совесть и долг. Человек сильно связан с обществом и не может быть достаточно свободным отдельно от него, поэтому в меру зависимости от своей социальной сущности он имеет несомненные обязанности перед обществом: их осмысление, принятие и прочувствованные формируют основу нравственного долга. Чувство долга оказывает сильно влияние на поведение и деятельность людей, повествует о том, что нравственные мотивы поведения одной личности обусловлены требованиями общественной морали. Ввиду этого, долг воспринимается не как аскетизм, самоотречение или отказ от земных благ, а как ощущение собственной общественной полезности. [1]
Требования долга являются самоценными, человек выполняет их бескорыстно, отдельно от внешних норм, указывая на преимущество по отношению к собственным страстям, потребностям и всему тому, что дает возможность сказать о долге как внутренней потребности человека.
Учащийся преодолевает актуальные противоречия и становится личностью. Вот почему формированию моральных свойств надлежит уделяться особое внимание. Как раз они, по мнению многих известных педагогов, определяют высочайшие принципы человеческой жизни, регулируют его поведение и деятельность. Ребенок младшего школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания (эмоционально-ценностному, духовно-нравственному, гражданскому). Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Л. С. Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей - важный момент на этапе взросления. В 6-10 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки.[3]
В данном возрасте у множества детей мало развиты нравственные представления, нет осознанности общепринятых норм поведения и собственной ответственности; не сформировано умение воспринимать как самостоятельную ценность другого человека. Общение нередко поверхностно и ограничивается дежурными фразами, но в соответствии с этапами развития к начальной школе ребёнок должен быть позитивно настроен к миру, иным людям и самому себе, иметь чувство собственного достоинства; ладить с другими ребятами и взрослыми, уметь договариваться. Но на деле этого не происходит или происходит только после замечаний взрослого. Решение данной проблемы лежит в психолого-педагогической работе с ребенком, одна из задач которой плавно подвести ребенка к мысли о том, что другие люди столь же ценны, сколько и он сам. [1]
В психолого-педагогической литературе обозначается, что на составление моральных ценностных ориентаций значимо влияют три компонента: знания, эмоции и воля. На основе знаний у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах .
Проявление эмоций, особое эмоциональное состояние способны не только вызвать достаточно сильное переживание, но и стать побудительной силой действий, определяющей мотивацию поведения человека. Как результат изменение внутреннего мира человека.
Третий элемент развития ценностных ориентаций – внутренняя созидательная сила, воля. Они дают возможность личности противостоять чуждым для нее формам поведения.[3]
Основные критерии сформированности нравственных ценностей школьников были выделены Г. П. Ивановой и М. В. Курановой. К ним относятся: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мотивационный и поведенческий.
Второе условие выражается в том, что младшие школьники научатся обсуждать (анализировать) свои поступки и поступки своих сверстников (оценочно-эмоциональный критерий).
Третье условие подразумевает, что у учащихся станут формироваться моральные мотивы, которые руководят нравственными действиями человека, побуждают его размышлять, анализировать, давать оценку ситуации (мотивационный критерий). При этом важно развитие положительной мотивации учащегося к деятельности, так как благодаря ей ребенок сам жаждет быть прототипом нравственного поведения.
Четвертое условие состоит в том, что нравственные принципы будут закреплены в поведении ребенка (поведенческий критерий). [1]
Выявления уровня сформированности нравственных ценностей младших школьников осуществлялось с помощью практических заданий. Для определения уровня сформированности нравственных ценностей мы использовали  анкетирование «Диагностика уровня принятия или непринятия нравственных ценностей» Н.Е.Богуславской.
Опытно – практическая работа (пробное обучение) предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа исследования.
Анкетирование «Диагностика уровня принятия или непринятия нравственных ценностей» Н.Е.Богуславской
Цель: – выявить уровень сформированности нравственных ценностей учащихся.
Результаты констатирующего этапа выявили такой результат. Ниже среднего: 2 учащихся имеют ниже среднего принятия нравственных ценностей, так как имеют баллы от 16-23. Средний уровень: 3 учащихся имеют средний уровень принятия нравственных ценностей, так как имеют баллы от 24-33. Высокий уровень: у учащихся не выявлено.
Кроме этого мы использовали авторская методику «Ситуации» Л.В.Петрова, О.Н.Кузнецова. Полученные данные свидетельствует о том, что уровень сформированности нравственных ценностей у учащихся контрольной группы находится на среднем уровне 60%, а у учащихся экспериментально группы преобладает ниже средний уровень 40%.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа (пробное обуение), состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапа исследования показала, что система творческих заданий для формирования нравственных ценностей имеет свою практическую значимость.
Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на констатирующем этапе - обучающихся с высоким уровнем: 1 (20%) обучающихся со средним уровнем: 2 (40%) ,обучающихся с низким уровнем: 2 (40%). В результате работы на формирующем этапе показатели формирования нравственных ценностей составили: низкий уровень снизился до 0%, средний уровень 60%, высокий уровень 40% учащихся.
В наблюдении за учащимися было выяснено, что в начале (в констатирующем этапе) испытывали трудности. Но в процессе экспериментальной работы сформированности нравственных ценностей улучшились.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru