Бережнова Кюннэй Николаевна
МБОУ «Сватайская СОШ имени Г. Г. Колесова»
учитель начальных классов
To form moral values by means of creative tasks at the lessons of literature.
Аннотация: Актуальность в том, что современному социуму остро необходима ясно выраженная система ценностных ориентиров, тем более подрастающему поколению, потому что ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. В младшем школьном возрасте при верном воспитании складываются основы будущей личности. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни непросто восполнить в дальнейшие годы. Вследствие этого главная роль в духовно-нравственном становлении общества отводится образованию.
Ключевые слова: нравственные ценности, творческие задания, литературное чтение.
Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка – долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения. Так снижение доверия к учителю и взрослому в целом как к источнику информации, обязывают обновлять содержание и формы воспитательной работы, направленные на формирование нравственных ценностей.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения была актуальна в обществе на любом этапе его развития. Сколько бы взрослые ни внушали ребенку, как ему следует жить и к кому относиться уважительно, до тех пор, пока ребенок не осознает эти ценности, пока они не станут личностными, результаты остаются недостаточными. Следовательно, ребёнку уже в младшем школьном возрасте необходимо помочь правильно сориентироваться в сложном социальном мире, а главное иметь свои сформированные нравственные ценности. [2]
Вопрос о необходимости формирования нравственных ценностей обозначен в требованиях ФГОС НОО. Программа воспитания учащихся младшей школы должна быть ориентирована на нравственное развитие, и достигаться это должно органичным сочетанием разных видов урочной и внеурочной деятельности через совместную работу учителей, воспитателей и родителей, а также представителей общества.
Определим трактовку мнения нравственности. Психолого-педагогическая лексика гласит: нравственность - это совокупность норм и правил, регулирующих дела людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. [1]
Б. Т. Лихачев считает, что нравственность конкретного человека есть «освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести».
Категории этики ― это основные понятия этической науки, которые отражают наиболее существенные элементы морали. Они являются не только теоретическими конструкциями, но и тем, что образует формальный аппарат теории, и в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.
Нравственные категории ― это понятия морали, имеющие всеобщий характер, которые охватывают не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими. Сюда относятся такие категории, как долг и честь, добро и справедливость, достоинство и счастье и др.[3]
Нравственный человек - это, прежде всего, подлинно мыслящий человек, способный самостоятельно гармонично связать разнообразные и противоречивые актуальные эмоции.
При изучении нравственных понятий следует рассмотреть нормативно оценочный и ценностно-ориентированный аспекты их содержания. Традиционные этические категории подразумевают элементы идеально предписываемого характера, разъяснения того, как должен представлять себе человек добро и зло, долг, совесть, счастье, достоинство, смысл жизни и как способы помогают достичь их в практическом нравственном поведении.
Индивидуальность нравственного воспитания как психологической категории произведено в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического навыка, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. Но сами по себе ценности в отрыве от жизни имеют все шансы быть всего лишь пустой теорией, не прочувствованной и не подкрепленной житейским опытом. К примеру школьник может понимать, что стариков обижать нельзя. Но поскольку он это еще не прочувствовал, не пропустил через свой внутренний мир - возникают конфликты с близкими, которые могут продолжаться, вопреки многочисленным наказаниям. Ценности школьника, пока они не стали его собственными, навязаны снаружи.[2]
Методом неизменного нравственного выбора меж истиной и обманом, добром и злом, сочувствием и беспощадностью, любовью и ненавистью, долгом и желанием складывается культурное ядро личности.
Совесть и долг. Человек сильно связан с обществом и не может быть достаточно свободным отдельно от него, поэтому в меру зависимости от своей социальной сущности он имеет несомненные обязанности перед обществом: их осмысление, принятие и прочувствованные формируют основу нравственного долга. Чувство долга оказывает сильно влияние на поведение и деятельность людей, повествует о том, что нравственные мотивы поведения одной личности обусловлены требованиями общественной морали. Ввиду этого, долг воспринимается не как аскетизм, самоотречение или отказ от земных благ, а как ощущение собственной общественной полезности. [1]
Требования долга являются самоценными, человек выполняет их бескорыстно, отдельно от внешних норм, указывая на преимущество по отношению к собственным страстям, потребностям и всему тому, что дает возможность сказать о долге как внутренней потребности человека.
Учащийся преодолевает актуальные противоречия и становится личностью. Вот почему формированию моральных свойств надлежит уделяться особое внимание. Как раз они, по мнению многих известных педагогов, определяют высочайшие принципы человеческой жизни, регулируют его поведение и деятельность. Ребенок младшего школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания (эмоционально-ценностному, духовно-нравственному, гражданскому). Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Л. С. Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей - важный момент на этапе взросления. В 6-10 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки.[3]
В данном возрасте у множества детей мало развиты нравственные представления, нет осознанности общепринятых норм поведения и собственной ответственности; не сформировано умение воспринимать как самостоятельную ценность другого человека. Общение нередко поверхностно и ограничивается дежурными фразами, но в соответствии с этапами развития к начальной школе ребёнок должен быть позитивно настроен к миру, иным людям и самому себе, иметь чувство собственного достоинства; ладить с другими ребятами и взрослыми, уметь договариваться. Но на деле этого не происходит или происходит только после замечаний взрослого. Решение данной проблемы лежит в психолого-педагогической работе с ребенком, одна из задач которой плавно подвести ребенка к мысли о том, что другие люди столь же ценны, сколько и он сам. [1]
В психолого-педагогической литературе обозначается, что на составление моральных ценностных ориентаций значимо влияют три компонента: знания, эмоции и воля. На основе знаний у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах .
Проявление эмоций, особое эмоциональное состояние способны не только вызвать достаточно сильное переживание, но и стать побудительной силой действий, определяющей мотивацию поведения человека. Как результат изменение внутреннего мира человека.
Третий элемент развития ценностных ориентаций – внутренняя созидательная сила, воля. Они дают возможность личности противостоять чуждым для нее формам поведения.[3]
Основные критерии сформированности нравственных ценностей школьников были выделены Г. П. Ивановой и М. В. Курановой. К ним относятся: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мотивационный и поведенческий.
Второе условие выражается в том, что младшие школьники научатся обсуждать (анализировать) свои поступки и поступки своих сверстников (оценочно-эмоциональный критерий).
Третье условие подразумевает, что у учащихся станут формироваться моральные мотивы, которые руководят нравственными действиями человека, побуждают его размышлять, анализировать, давать оценку ситуации (мотивационный критерий). При этом важно развитие положительной мотивации учащегося к деятельности, так как благодаря ей ребенок сам жаждет быть прототипом нравственного поведения.
Четвертое условие состоит в том, что нравственные принципы будут закреплены в поведении ребенка (поведенческий критерий). [1]
Выявления уровня сформированности нравственных ценностей младших школьников осуществлялось с помощью практических заданий. Для определения уровня сформированности нравственных ценностей мы использовали анкетирование «Диагностика уровня принятия или непринятия нравственных ценностей» Н.Е.Богуславской.
Опытно – практическая работа (пробное обучение) предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа исследования.
Анкетирование «Диагностика уровня принятия или непринятия нравственных ценностей» Н.Е.Богуславской
Цель: – выявить уровень сформированности нравственных ценностей учащихся.
Результаты констатирующего этапа выявили такой результат. Ниже среднего: 2 учащихся имеют ниже среднего принятия нравственных ценностей, так как имеют баллы от 16-23. Средний уровень: 3 учащихся имеют средний уровень принятия нравственных ценностей, так как имеют баллы от 24-33. Высокий уровень: у учащихся не выявлено.
Кроме этого мы использовали авторская методику «Ситуации» Л.В.Петрова, О.Н.Кузнецова. Полученные данные свидетельствует о том, что уровень сформированности нравственных ценностей у учащихся контрольной группы находится на среднем уровне 60%, а у учащихся экспериментально группы преобладает ниже средний уровень 40%.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа (пробное обуение), состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапа исследования показала, что система творческих заданий для формирования нравственных ценностей имеет свою практическую значимость.
Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на констатирующем этапе - обучающихся с высоким уровнем: 1 (20%) обучающихся со средним уровнем: 2 (40%) ,обучающихся с низким уровнем: 2 (40%). В результате работы на формирующем этапе показатели формирования нравственных ценностей составили: низкий уровень снизился до 0%, средний уровень 60%, высокий уровень 40% учащихся.
В наблюдении за учащимися было выяснено, что в начале (в констатирующем этапе) испытывали трудности. Но в процессе экспериментальной работы сформированности нравственных ценностей улучшились.