Черкашина Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Толонская НОШ-ДС”,
Сунтарский улус.
Аннотация. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания младших школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Актуальность разработки заключается в том, чтобы воспитание патриотизма и гражданственности является одним из важнейших звеньев воспитательной работы в современной системе образования.
В современном обществе дети недостаточно знают о своей малой Родине, о своем родном языке, культуре народа Саха. Недостаточная сформированность системы работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
Чтобы решить эту проблему я поставила в своей воспитательной работе такие задачи как:
- скоординировать работу педагогического коллектива и родителей по введению новых форм взаимодействия;
- повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания по проблеме патриотического воспитания школьников.
Ключевые слова: патриотизм, юный патриот
Под патриотическим воспитанием понимается формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, уважать свой родной язык, то в дальнейшем сделать это будет труднее. Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственно патриотического воспитания и формирования гражданской позиции.
Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания мы педагоги оказываем следующие действующие формы работы с детьми и родителями:
Учитывая психологические и возрастные особенности наших воспитанников, мы используем следующие формы и методы патриотической работы:
Индивидуальные проекты учащихся:
-
конкурсы проектов «Улицы нашего села», «Моя семья в истории Сунтарского улуса»).
-
викторины и конкурсы «Знаешь ли ты свое родное село?»,
-
«История родного края»,
-
«Профессии людей нашего села»
Семейные, совместно созданные проекты с мамой, папой или бабушкой моих учащихся:
-
проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина - место, где я родился»;
-
«Герб моей семьи», «Моя родословная»;
-
«Рисую вместе с папой» ;
-
«Профессии наших родителей;
Проекты, формирующие сопричастность детей с наследием своего села:
-
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла;
-
ознакомление учащихся с письмами, дневниками, воспоминаниями участников войны;
-
проведение акции милосердия к участникам СВО;
-
ко Дню пожилых людей;
-
«Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми)
Наследие народа и его воспитывающий потенциал:
-
знакомство с народным фольклором, сказками, обрядами;
-
проведение праздников;
-
посещение спектаклей;
-
выставок;
-
краеведческих музеев.
Патриотизм в творчестве детей:
-
выпуски стенгазет;
-
кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;
-
конкурсы художественной самодеятельности;
-
встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами;
-
выставки рисунков и поделок;
-
«Наш родной - Толон прошлого, настоящего и будущего».
Патриотизм в спорте:
-
спортивные мероприятия («Зарничка», смотр строя и песни);
-
экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей);
Совместные коллективные формы работы класса:
-
устные журналы;
-
«Исторические страницы нашего села»;
-
«Имена на табличках улиц»;
-
«Аллея славы»;
-
Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина - место, где я родился», «Герб моей семьи», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой» и т.д.
Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественной жизнь населения страны.
Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва:
«Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе, к своему родному языку. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Давайте же решать все проблемы, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма, и передавать его своим ученикам.
Список литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – Москва: Изд-во «Айрис-пресс», 2002.
3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.
4. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4.
5. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5.
6. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. –№ 6
6. Иитии кыһата. №4, 2010сыл, алтынньы-ахсынньы ый, Дьокуускай