Дьячковская Елена Аристарховна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Жиганская СОШ»
Жиганский район, Республика Саха (Якутия).
Первый класс – это основополагающая ступенька для каждого ребенка, впервые поступившего в школу. Именно от того, насколько успешно ребенок преодолеет ее, зависит его успешность или наоборот неуспешность в дальнейшем.
В настоящее время учителя начальных классов сталкиваются с тем, что часть детей поступивших в 1 класс испытывают большие трудности в овладении чтением. Естественно, такие дети нуждаются в дополнительных занятиях, в ходе которых необходимо использовать различные упражнения для формирования навыка чтения индивидуально для каждого ребенка.
Наиболее действенными приемами являются упражнения, направленные на ассоциативное мышление детей «предмет – буква» и «образ – буква».
Суть приема «предмет – буква». При изучении, к примеру, буквы Н и звуков ее обозначающих, детям выдаются красочные карточки с графическим символом буквы и соответствующей предметной картинкой, которые они раскрашивают и приклеивают в «свою ленту букв» на соответствующее поле. Запоминание идет от яркого зрительного образа предмета к букве. Ножницы – Н, кошка – К, дом - Д. и т.д. Кроме этого, необходимо, чтобы на фронтальной стене на стенде возле доски был размещен обучающий плакат «Русская азбука в картинках».
Суть приема «образ - буква». В этом случае при изучении той же буквы Н выбираем среди разных предметов тот, изображение которого наиболее похоже на начертание данной буквы, т.е. играем в ассоциации. Причем, в данном случае, все зависит от воображения и фантазии ребенка. Для одного ребенка буква Н ассоциируется со скамейкой, а для другого – с лестницей.
Кроме этого, также полезны следующие упражнения:
-
Вычеркивание или подчеркивание одинаковых букв. На начальном этапе одной, затем двух – трех.
-
Игра – путаница, где нужно найти, допустим, все спрятавшиеся буквы Н и раскрасить их красным цветом.
-
Используя несколько предложенных букв нарисовать заданный предмет. Например, нарисуй бабочку, используя буквы В, Л,О и т.д.
После того, как дети усвоят и запомнят несколько букв, они станут соединять их в слоги, читать слоги по слоговой таблице. Но здесь может возникнуть следующая проблема – по слоговой таблице дети слоги читают, а слова не могут прочесть, они теряются, слоги в слове не видят. Для решения этой проблемы можно использовать специальные карточки:
Карточка 1 - изменение буквы, обозначающей согласный звук.
Например:
Сон – сор, сок – сон, кот – кол, ток – том
Лук – сук, сон – тон, дом – ком, сок – бок и т.д.
Карточка 2 - слова подобраны таким образом, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой следующего.
Например:
Зуб – бок – кот – ток – кит – тир – рис – сок – ком – мак и т.д.
Карточка 3 – слова подобраны таким образом, чтобы последний слог предыдущего слова являлся первым в следующем.
Например:
Мама – мало – лоси – сила – лапа – папа – пара – рама и т.д.
Целенаправленная, систематическая индивидуальная работа с использованием данных рекомендаций, позволит преодолеть трудности в овладении чтением и поможет каждому ребенку стать успешным.