Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников методом сказкотерапии

Демешина Яна Афанасьевна,

учитель начальных классов.

МБОУ Ожулунская СОШ,

Чурапчинский улус.

 

 

 «Пути преодоления дезадаптации у младших школьников

 методом сказкотерапии».

 

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Ребенок, несмотря на свое желание посещать школу, хорошо учиться, трудно привыкает к её требованиям. Сложности адаптации нередко становятся причиной отклоняющегося поведения. Если у ребенка эти сложности оказались запредельными, тогда может формироваться устойчивое отрицательное отвращение к школе, учителям и учебе. Поэтому на проблему адаптации я обращаю особо пристальное внимание и стараюсь делать все зависящее от меня, чтобы адаптация оказалась для ребенка легко преодолимой. Именно в эти первые месяцы учебы  начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые будут определять в дальнейшем успешность его школьного обучения, а самое главное – успешность его социализации.

С моей точки зрения, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциалов в новой школьной среде. И мы, учителя, находимся в постоянном поиске путей преодоления дезадаптации младших школьников к учебной деятельности. Именно сказки, помогающие нам с раннего детства, оказываются эффективными и в этой работе.

Я уверена, что проблема школьной дезадаптации может быть решена при помощи терапевтического использования сказкотерапии в условиях школьного обучения.

В своём докладе я остановлюсь на отражении своего опыта работы по теме исследования.

Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками.

Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих младшим школьникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений – вот основная цель работы. С помощью сказочных образов можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни, значительно расширить способы взаимодействия с другими людьми, т.е. адаптироваться в социуме.

Воздействие на ребенка через сказку стараюсь осуществлять на всех уроках  и во внеклассной работе,  в частности в кружке «Уроки  сказки».

Так на уроках азбуки уроки велись с помощью постановок и инсценировок сказок: “Репка”, «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Коза и семеро козлят»,  «Кот, дрозд и Петушок – золотой гребешок» и. т. д.  В игровой сказочной форме дети становятся более раскрепощенными, не стесняются говорить по-русски,  воспринимают и понимают язык легче. Ведь большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний даже на своем родном языке. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и других формах творческой активности, опираясь на образное мышление. С огромным желанием и интересом дети готовятся  к показам и выступлениям перед одноклассниками и родителями, для которых ребята раскрываются по – новому. Также на уроках родного и русского языка, пользуюсь нетрадиционным подходом к сказкам, рекомендованными авторами ТРИЗ (теории решения изобретательных задач), взятых за основу наследия Д. Родари.

            Нетрадиционно – это, значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

            Нет предела направлениям и методам при сочинении сказок.

Например:         

          Знакомые герои в новых обстоятельствах.

            Сказка от смешного стишка.

            Сказка от считалки.

            Сказка от загадки.

            • Сказка от задачки.
• Из сказки - задачку.
• Сказки от просто стишков.
• Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
• Перевирание сказки.
• Сказки от шуточных вопросов.
• Сказки от одного слова.
• Сказка от пословицы.
• Имя и сказка.

Спасательные ситуации в сказках.

            Сказки от странных историй.

            Сказка продолжается.

            Изменение ситуации в знакомых сказках.

            Решение противоречий в сказке.

            Сказки о самом себе и. т. д.

 

В работе со сказками в кружке «Уроки сказки» за основу  использую структуру сказкотерапевтического занятия и программу эмоционально-волевого развития для детей «Волшебная страна внутри нас», предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Так же  дополнительно использую метод песочной игротерапии разработанный сказкотерапевтами Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.

С учениками планируем  сделать альбом рисунков “Наши любимые сказки” и сборник сказок, сочиненных учащимися. В работу со сказкой включились и родители учеников. Своими силами старательно оформляют и записывают поучительные сказки для своих детей. Всех захватило коллективное творческое дело, которое дает положительные результаты.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа с использованием сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации. Помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Знакомство с культурой народа посредством фольклора, сказки, несомненно, производит воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.

Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.

 

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru