Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников методом сказкотерапии

Демешина Яна Афанасьевна,

учитель начальных классов.

МБОУ Ожулунская СОШ,

Чурапчинский улус.

 

 

 «Пути преодоления дезадаптации у младших школьников

 методом сказкотерапии».

 

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Ребенок, несмотря на свое желание посещать школу, хорошо учиться, трудно привыкает к её требованиям. Сложности адаптации нередко становятся причиной отклоняющегося поведения. Если у ребенка эти сложности оказались запредельными, тогда может формироваться устойчивое отрицательное отвращение к школе, учителям и учебе. Поэтому на проблему адаптации я обращаю особо пристальное внимание и стараюсь делать все зависящее от меня, чтобы адаптация оказалась для ребенка легко преодолимой. Именно в эти первые месяцы учебы  начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые будут определять в дальнейшем успешность его школьного обучения, а самое главное – успешность его социализации.

С моей точки зрения, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциалов в новой школьной среде. И мы, учителя, находимся в постоянном поиске путей преодоления дезадаптации младших школьников к учебной деятельности. Именно сказки, помогающие нам с раннего детства, оказываются эффективными и в этой работе.

Я уверена, что проблема школьной дезадаптации может быть решена при помощи терапевтического использования сказкотерапии в условиях школьного обучения.

В своём докладе я остановлюсь на отражении своего опыта работы по теме исследования.

Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками.

Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих младшим школьникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений – вот основная цель работы. С помощью сказочных образов можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни, значительно расширить способы взаимодействия с другими людьми, т.е. адаптироваться в социуме.

Воздействие на ребенка через сказку стараюсь осуществлять на всех уроках  и во внеклассной работе,  в частности в кружке «Уроки  сказки».

Так на уроках азбуки уроки велись с помощью постановок и инсценировок сказок: “Репка”, «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Коза и семеро козлят»,  «Кот, дрозд и Петушок – золотой гребешок» и. т. д.  В игровой сказочной форме дети становятся более раскрепощенными, не стесняются говорить по-русски,  воспринимают и понимают язык легче. Ведь большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний даже на своем родном языке. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и других формах творческой активности, опираясь на образное мышление. С огромным желанием и интересом дети готовятся  к показам и выступлениям перед одноклассниками и родителями, для которых ребята раскрываются по – новому. Также на уроках родного и русского языка, пользуюсь нетрадиционным подходом к сказкам, рекомендованными авторами ТРИЗ (теории решения изобретательных задач), взятых за основу наследия Д. Родари.

            Нетрадиционно – это, значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

            Нет предела направлениям и методам при сочинении сказок.

Например:         

          Знакомые герои в новых обстоятельствах.

            Сказка от смешного стишка.

            Сказка от считалки.

            Сказка от загадки.

            • Сказка от задачки.
• Из сказки - задачку.
• Сказки от просто стишков.
• Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
• Перевирание сказки.
• Сказки от шуточных вопросов.
• Сказки от одного слова.
• Сказка от пословицы.
• Имя и сказка.

Спасательные ситуации в сказках.

            Сказки от странных историй.

            Сказка продолжается.

            Изменение ситуации в знакомых сказках.

            Решение противоречий в сказке.

            Сказки о самом себе и. т. д.

 

В работе со сказками в кружке «Уроки сказки» за основу  использую структуру сказкотерапевтического занятия и программу эмоционально-волевого развития для детей «Волшебная страна внутри нас», предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Так же  дополнительно использую метод песочной игротерапии разработанный сказкотерапевтами Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.

С учениками планируем  сделать альбом рисунков “Наши любимые сказки” и сборник сказок, сочиненных учащимися. В работу со сказкой включились и родители учеников. Своими силами старательно оформляют и записывают поучительные сказки для своих детей. Всех захватило коллективное творческое дело, которое дает положительные результаты.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа с использованием сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации. Помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Знакомство с культурой народа посредством фольклора, сказки, несомненно, производит воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.

Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.

 

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru