Ефимов Иван Еремеевич,
учитель труда МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4»
ГО «Город Якутск» РС(Я) СОШ №4,
Республика Саха (Якутия),
ivanefimovykt@mail.ru
Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, школьники с ОВЗ должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.
Коррекционное значение занятия трудом заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. «Известно, что с ОВЗ дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы» [5, с.29]
Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
На всех стадиях своего развития отечественная (российская) специальная (коррекционная) школа уделяла большое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах школы. Вопросы обучения учащихся с нарушением интеллекта труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н. Граборов, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, М. И. Рябцев, В. Н. Тарасов).
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.
Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для детей с ОВЗ даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
Для продвижения ребенка с нарушением интеллекта в общем развитии, для усвоения знаний, умений и навыков существенно важным является специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение, направленное на развитие детей с нарушением интеллекта, предусматривает, в первую очередь, формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, что хотя ребенок с нарушением интеллекта своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем, доказано, что мышление ребенка несомненно развивается. Нормирование мыслительной деятельности способствует продвижению ребенка с нарушением интеллекта в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.
Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности [1, с.12]. Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной школами, специальная (коррекционная) школа имеет еще свои специфические задачи.
Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития школьника с нарушением интеллекта. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей — обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых на трудовых занятиях сведений, навыков и умений.
В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Производя на уроках труда необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя в процессе работы форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, с которыми он оперирует, школьник убеждается в том, что сообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическое значение [6, с.76].
Школьнику с нарушением интеллекта, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности. Следует также иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего, с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности учащегося по окончании школы. Такое осознание дается ученику с большим трудом даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе [3, с.123].
Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. (Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности).
В специальной школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется таким видам, как ручной труд и общественно-полезный труд.
Так, большое внимание уделялось ручному труду в первых вспомогательных школах Петербурга и Москвы, организованных Е.К. Грачевой и М.П. Постовской Характеризуя особенности программы специальной школы, М.П. Постовская отмечает, в частности, что «она (программа) предусматривает обучение девочек домоводству, а мальчиков — ремесленному ручному труду». Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.
Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной школе. Он направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию у умственно отсталых учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а также соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как учащиеся с ОВЗ испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а также в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике [2, с.47].
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности школьников в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом [4, с.89].
Школьники с нарушением интеллекта в большей степени, чем нормально развивающиеся, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности.
Лучшие учителя во времена отечественной вспомогательной школы и на современном этапе с целью приближения учебного процесса к жизни и возможностям школьников с нарушением интеллекта стараются связать его с общественно полезным трудом. Это способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу, побуждает их к лучшему усвоению его и к активной самостоятельной деятельности.
Значительный интерес в этом отношении представляет опыт прошлых лет, например, вспомогательной школы-интерната г. Горького. Придавая большое значение работе учащихся в школьном саду и на учебно-опытном участке, учительница С.Т. Шанина связывает проходимый на уроках естествознания материал с этой работой [8,с.176].
Как указывает В.В.Воронкова, для подготовки школьников к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля). С этих позиций развивалась новая ветвь профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательных школ — сельскохозяйственный труд (Е. А. Ковалева, О. Д. Кудряшова, Я. А. Якушев, Е. Я. Якушева). На основе исследований о доступности школьникам с нарушением интеллекта некоторых видов работ в овощеводстве, садоводстве и животноводстве разработаны программы по сельскохозяйственному труду.
В настоящее время специальная (коррекционная) школа обеспечена программами по 5 видам труда в городских условиях (столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному, обувному) и специальными программами для школ с сельскохозяйственным профилем обучения или находящихся в сельской местности (сельскохозяйственный труд, столярно-плотничное и штукатурно-малярное дело). Перспективны программы, разработанные С. Л. Мирским по обслуживающему труду и Е. А. Ковалевой по цветоводству и декоративному садоводству как для школ сельской местности, так и городских школ. Исходя из местных условий, в ряде школ обучение ведется тем видам труда, по которым учащиеся могут быть трудоустроены (трикотажное дело, вязальное дело, цветоводство, сетевязальное дело, кулинария, обработка рыбы и др.).
Профессионально-трудовая подготовка учащихся базируется на общих принципах и формах обучения:
- от простого к сложному;
- индивидуальная работа с учеником;
- групповая работа учащихся;
- показ;
- работа с образцами, техническим рисунком, технологическими картами.
Большое внимание уделяется развитию общетрудовых умений (составление плана работы, подбор инструментов и материала, приемы работы, анализ). Для решения этой задачи необходима помощь учителя каждому ученику, но с постепенным уменьшением его роли помощника, чтобы не мешать процессу развития учащихся.
Необходимо увязывать знания, полученные школьниками на других предметах: математика, изобразительное искусство, история и др. Предметные характеристики, геометрические знания (свойства квадрата, круга, треугольника) ложатся в основу геометрической резьбы. А без навыков рисования невозможно составление растительного орнамента.
Предусмотрены в программе практические повторения и контрольные работы с целью возврата к пройденным этапам обучения для закрепления умений и навыков и более скоростного их выполнения.
Чтобы выполнить изделие, учащиеся должны освоить достаточное количество приемов труда, начиная с самых элементарных до более сложных, но доступных и осознанных. Ученик должен понимать и объяснить, почему в данном конкретном случае он использует именно эти способы для решения задачи.
Изучение программы способствует интеллектуальному и эстетическому развитию детей с ОВЗ. Изучая образцы резного искусства, как народных умельцев, так и профессионалов, дети учатся видеть красоту окружающего мира и создавать красивые вещи своими руками.
Таким образом, в специальной школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, сувенирное, столярное, швейное дело.
Литература:
-
Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблемы дефектологии / М., 1995.
-
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения / под ред. Т.А. Власова, В.Г. Петровой. – М. : Просвещение, 1981. – С. 45-143.
-
Дульнев Г.М. Труд, как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка. М., 1958.
-
Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
-
Мирский, С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе // Дефектология. – 1975. - № 1. С. 29-36.
-
Пинский, Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М. : Просвещение, 1969. – 152 с
-
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб. 1. / В.В. Воронкова и др. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 224 с.
-
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.