Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Статья «Математическая олимпиада младших школьников»

Ефремова Раиса Семеновна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №2
имени Г.С. Донского»,
город Вилюйск, Вилюйский улус, РС(Я)
 
 
Содержание
1 .Введение
2. Методы  подготовки  к  участию математической олимпиаде
3. Содержание  математического  кружка
4. Психолого- педагогическое  сопровождение
5. Заключение.
6. Использованная литература
 
1 .Введение
 
Предметная олимпиада школьников является основным средством формирования мотивации к  учению, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, углублению и расширению знаний по предмету.
Одной из наиболее значимых форм повышенной математической подготовки является математические олимпиады.
 
Основными задачами математической олимпиады является:
- повышение интереса к математике учащихся;
- вовлечение их в активные занятия этим предметом;
- улучшение математической подготовки учащихся;
- подведение итогов работы кружков, факультативов;
- выявление сильнейших учащихся;
 
Математическая олимпиада дает детям возможность научиться искать и понимать математический текст, содействует развитию познавательной деятельности младших школьников, способствует творческому развитию, повышению творческой активности у детей, способствует воспитанию у детей чувства ответственности, гордости за достигнутые успехи, расширяет кругозор детей, повышает интерес не только математике, но и другим наукам, позволяет детям убедиться в том, что математические знания, умения, навыки могут пригодиться им в повседневной  жизни.
 
2. Методы  подготовки  к  участию математической олимпиаде
 
Для успешного проведения олимпиады необходимо выполнение следующих условий:
1. Систематическое проведение всей внеклассной работы по математике
2.   Обеспечение регулярности проведение олимпиад
3.  Серьезная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады.
4.   Хорошая организация проведения олимпиад.
5.    Интересное математическое содержание соревнований.
 
По подготовке к участию в математических олимпиадах включено пять основных этапов:
Первый этап (мотивационный) – исторический экскурс. Это регулярное использование материала истории – исторические задачи и исторические сведения, знакомство с биографиями ученых-математиков, ознакомление с занимательной литературой для детей.
Второй этап (ориентировочный) – учитель разбирает, показывает опорную задачу ( одну из самых распространенных из данной темы, на основе которой можно решить и другие задачи).
Третий этап (исполнительный) – учитель предлагает решить аналогичную задачу, в которой нужно воспроизвести ход своих действий в схожей ситуации.
Четвертый этап (контролирующий) – учитель дает возможность решить 1-2 развивающие задачи, условия которых даются в измененном виде, но сохраняется та же идея решения.
Пятый этап ( мотивационный) – разбор занимательных, шутливых математических задач, которые подбираются учащимися самостоятельно. Этот этап проводят сами дети.
 
 К каждому занятию учитель подбирает 3 типа задач:
 
1 тип опорная задача
- она должна быть проста для объяснения и понимания, т.е. доступна;
- она должна быть интересна и занимательна;
- идея решения данной задачи должна позволять решать серию других задач;
- задача должна быть познавательна;
- задача должна иметь четкое и ясное описание решения;
- задача должна сопровождаться пояснением с привлечением исторического или занимательного материала, объяснением, показом решения. (Работа  с аудиторией)
2 тип аналогичная задача
- она должна решаться тем же самым способом, что и опорная;
- условие задачи должно быть практически аналогичным.
- задача составляется для проверки усвоения способа решения данной конкретной задачи. (Работа с аудиторией)
3 тип развивающая задача
- она должна отличаться по формулировке и способу решения от опорной и аналогичной задачи;
- идея решения ее должна быть той же самой;
- из решений учащихся учитель должен увидеть, усвоена ли учащимися идея решения задач данной темы (Работа с аудиторией.)
При работе с опорными, аналогичными и развивающими задачами важно поддерживать постоянное сотрудничество с детьми, стимулировать учащихся к выполнению заданий, поощрять верные подходы, стараться вникнуть  в их рассуждения и направить на верный путь.
 
3. Содержание  математического  кружка
 
План занятия:
Первый этап. Исторические сведения.
Второй этап. Опорная задача.
Третий этап. Аналогичная задача.
Четвертый этап. Развивающая задача.
Пятый этап. Занимательные задачи.
 
Задание на дом – заочная олимпиада.
 
Приведу  примерные темы кружковых занятий. Можно провести  задачи со спичками, ребусы числами, ребусы с буквами, магические  квадраты, различные  геометрические задачи, числовые закономерности и м.н.д.
 
Тема: Числовые выражения.
Опорная     В записи 66666666 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы поучилось выражение, значение которого равно 264.
Аналогичная   Составьте числовое выражение, равное числу 100, используя 4 раза цифру 9 и знаки арифметических действий.
Развивающая Между некоторыми цифрами 1 2 3 4 5 поставь знаки действий и скобки так, чтобы получилось 1.
 
Тема: Ребусы с буквами.
Опорная  А+С=СО;   А4-3В =2А;   ВВ+ВВ = 22
Аналогичная ММ – М = 3 К;   2А +А= 2А;   АА+В= СК7
Развивающая ОДИН+ОДИН = МНОГО;  ВАГОН+ВАГОН = СОСТАВ
 
4. Психолого- педагогическое  сопровождение
По подготовке  учащихся  к математическим олимпиадам большую помощь оказывает  психолого- педагогическая  служба нашей  школы. При   поступлении  в школу  проводятся психологические обследования одаренных детей. Особо доступными и практическими  методиками диагностического обследования одаренных детей  является:
  • Прогрессивная  матрица Д.Равена
  • Опросник Айзенка
  • Тест  Векслера
  • Опросник Кеттелла
  • Тест умственного развития  школьников Борисова Е.М.
По итогам  данной диагностики проводится  отбор  одаренных  детей и проводится  развивающая работа  по программе:
  • «Развитие мышления»  авт. А.З. Зак.
  • «Проверьте свои  способности» авт. Г. Айзенк
  • «Уроки психологического  развития» авт. Н. Локалова
  • «Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших  школьников» авт. И.Артюхова
 
Заключение.
Участие школьников в олимпиадах способствует раскрытию индивидуальных природных данных, развитию рационального математического мышления, воспитание таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, ответственность.
Таким образом, одной из эффективных форм внеклассной работы по математике является олимпиада. Олимпиада развивает у детей интерес к науке, к исследовательской деятельности, кругозор.
 
Использованная литература:
  1. Аммосова Т.П. «Математические олимпиады младших школьников в РС(Якутия)», Якутск 2000. Кудук.
  2. Дмитриев И.Г., Алексеева Г.И., Баишева М.И. «Олимпиады по математике  города Якутска», Якутск. 2001. МО РС(Я)
  3. Попов С.В., Дмитриев И.Г., Баишева М.И. Олимпиады. Математика, Якутск. Бичик   2009 .
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Оксана Аммосовна, наһаа үчүгэйдик тыырыллан, тэриллэн оҥоһуллубут олус интэриэһинэй сорудахтаах олимпиадаҕыт түмүгэ тахсыбытынан эҕэрдэлиибин уонна улахан махталбын биллэрэбин.
Биһиги кылаас оруобуна үөрэх дьылын түмүктүүр тэрээһинигэр түбэспитэ олус үчүгэй бэлэх буолар буолла.
Сыралаах үлэҕит өссө таһаарыылаах, өссө элбэх кыттааччылаах буоллун! Сайын кэлбитинэн, күөххэ үктэммиппитинэн!
Бары үтүөнү баҕарабын!🙋🏼‍♀️🥰🙌🏻🙏🏻🙏🏻🙏🏻
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Олимпиадаҕа кыттан астынныбыт, миэстэлэһэн үөрүүбүт улахан. Махтал тэрийээччилэргэ!

Соломонова Вера Семеновна учитель начальных классов МБОУ "Оленекская СОШ имени Х.М. Николаева"
Выражаю огромную благодарность организаторам сайта. С радостью принимаем
участие в каждой олимпиаде! Желаю дальнейших успехов!

Саха политехнический лицей.
Петрова Вера Панфиловна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Спасибо большое за дипломы. Дети очень рады. Желаем вам здоровья, дальнейших успехов в работе!

Слепцова Мария Ильинична, учитель начальных классов, с. Хонуу Момского района
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru