«Учитель,..
Сколько нужно любви и огня,
Чтобы слушали,
Чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя…»
В мире более четырехсот тысяч профессий, но нет страны, где не была бы нужна наша профессия – учитель начальных классов. Все младшее поколение планеты учится за партами. И оттого, что вложим мы в души и сердца младших школьников, зависит во многом, какими они станут во взрослой жизни.
С детства я мечтала стать танцовщицей, художником, артисткой, учителем, адвокатом, диктором… И вот одна из этих профессий - учитель, стала моей.
Наши родители, Елизавета Никоновна и Иван Филиппович всегда поддерживали во всех наших детских начинаниях, открытиях. И в эти разные мероприятия я привлекала не только своих родных, но и наших уважаемых соседей, родственников. Мы проводили спортивные соревнования, викторины, игры, концерты. Как и другие девочки, я любила играть в «школу», учила своих сестер, кукол. Папа специально сделал доску для игры в «школу». Помню, как я просила мел у моей первой учительницы Антонины Петровны и старалась писать на доске красивым почерком, как у нее, но это не всегда удавалось.
Яркий пример учителя дала мне во время учебы в НПУ мой куратор Муза Мстиславовна Гуляева. Как она за нас болела, как учила любить великий русский язык, методику преподавания русского языка. Она всегда хвалила за наши успехи, поддерживала нас, когда у нас что-то не получалось. Меня восхищает ее мудрость, спокойствие, знание, ум, добросовестность, верность, любовь к выбранной профессии. И я, как она, буду верна выбранной профессии.
В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная, значит, моя задача – сделать ее любимым делом каждого ученика, обеспечив тем самым его личностный рост.
Изложение нового материала начинаю, выяснив предварительно, что моим ученикам из этой области уже известно. Каждое новое знание должно опираться на опыт ученика, на его интересы, склонности. Поэтому каждый раз, готовясь к уроку, я заранее предусматриваю, что в сообщаемом материале можно использовать, опираясь на жизненный опыт учащихся, предугадать «детские версии» изучаемого материала и обсудить их, уважительно относиться к любому высказыванию учеников, осторожно и тактично отсекая неверные ответы.
Творчество учителя зависит от взгляда на жизнь, от того, что ему по душе близко.
У каждого учителя, я думаю, есть свое направление на воспитание детей. Я считаю, что кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствие своих действий, иметь представление о законах природы. Поэтому я, всю обучающую и воспитывающую работу направляю на то, чтобы дать детям частичку экологического образования и воспитания.
Каким же должен быть человек будущего? В Законе РФ «Об образовании» сказано, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру. По моему мнению, формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю. Для этого я организую с учащимися исследовательскую работу, направленную на изучение природы. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к искусству, обычаям, традициям якутского народа? Сегодня одним из перспективных направлений модернизации школьного образования признано экологическое воспитание. Вот уже много лет я прививаю своим ученикам экологическую культуру через знаменитые произведения якутских писателей, через культуру и обычаи народа саха, на уроках математики предлагаю детям задачи, составленные на культурно-краеведческом материале нашей республики. Ведь культурологический подход позволяет совмещать изучение учебных предметов с постижением народной культуры и учитывать региональный компонент. Так шаг за шагом я помогаю ребенку осознать свою позицию в обществе: член семьи, патриот малой родины, гражданин государства, человек мира.
Одним из путей приобщения детей к природе, экологии является кружковая работа. Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого человека. Для того, чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идет снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой. Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.
Работая с учащимися, я стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это и циклы наблюдений за растениями и животными, ведение разных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций. Я не мыслю себя вне своей работы. Очень люблю всех своих учеников. Вместе с ними радуюсь успехам, переживаю, если что-то не получается. Мои ученики – моя радость, моя жизнь. Каждый ребенок – это целый мир, а точнее – Вселенная. И именно от тебя, учителя, зависит, во многом какой будет эта Вселенная. Сможет ли она засверкать, заструиться, засмеяться разноцветными красками, огнями.
Самое лучшее, что есть на земле – это дети. И самая лучшая профессия на свете это учитель начальных классов. И ты, учитель вмещаешь в себя три мира: мир твоих учеников, мир родителей учащихся и свой собственный мир. И когда все эти три мира становятся одним целым, это есть учительское счастье.