Иванова Мария Борисовна
учитель начальных классов
Крестяхской политехнической СОШ им.И.Г.Спиридонова
Сунтарский район РС(Я)
Как вы представляете утро сельского учителя? Путь до школы по «пересеченной» местности, мимо свободно гуляющего домашнего скота, здоровающиеся на каждом шагу ученики, запах старого деревянного здания, тяжелая самодельная указка, потрепанные учебники, тряпка у ведра с водой, белой от мела? Как давно это было! Утро сельского учителя сейчас - это будильник сотового телефона, звук работающей кофемашины, включение компьютера, и открытие чатов и онлайн классов.
Не так давно мы и представить не могли, что будем вынуждены оставить родные кабинеты и коридоры в тишине. Внезапная эпидемия начала диктовать нам новые условия жизни, к которым пришлось адаптироваться в максимально короткие сроки. Никак не могу сказать, что это было легко и быстро, ведь только недавно события подошли к приемлемому уровню стабильности.
Когда пандемия COVID-19 только началась, привычный ритм жизни разрушился у многих, и, не в последнюю очередь, это сильно ударило по качеству образования. Если молодые специалисты приноровились к новым порядкам довольно быстро, то старшее поколение сельских учителей, привыкшее к традиционным методам обучения, прошло намного более сложное испытание. Отсутствие отвечающей всем требованиям техники и медленный сельский интернет только усугубляли и без того трудную задачу. А современные второклассники даже не знают, что такое быть школьником. Да что я об этом пишу, когда МЫ все сами стали непосредственными участниками и свидетелями этих перемен.
Мы прошли через многие темные и тернистые трудности освоения продуктов информационной сферы только для выполнения нашей главной задачи – передаче актуальных знаний подрастающему поколению. Ведь именно в этом и кроется долг каждого учителя – в воспитании наших детей, нашего будущего. Но даже так, я не могу сказать, что все вернулось на круги своя.
Однажды, во время онлайн урока, на меня внезапно накатило ощущение, что я вовсе не учитель, а очередная безличная персона, вещающая с телевизора прогноз погоды - читающая без чувств заранее заученный текст, для такой же незаинтересованной аудитории. Это оказалось ужасно противным чувством. Остановившись, я начала думать над альтернативными путями обучения.
По моему мнению, у нас, сельских учителей, в большинстве своем более тесные отношения со своими учениками. Их не так много, как в больших переполненных городских школах, еще нередки случаи, когда наши нынешние ученики – это дети наших прошлых учеников, или это друзья наших детей, или это соседские дети, дети родных и близких, за первые успехи которых мы радовалась вместе с их родителями. Это дети, имена и личности которых мы знаем еще до того, как они пойдут в первый класс. Поэтому мы острее ощущаем дистанцирование.
Во время пандемии важно было проявлять индивидуальную заинтересованность к каждому ученику, так как из-за отмены физического обучения, мероприятий, дополнительных занятий и кружков, страдает не только качество образования, но и так остро необходимая социальная адаптация детей.
В тот момент у меня в классе было всего девять детей, и я могла позволить себе индивидуальную работу с каждым учеником по отдельности. Видеозвонок через мессенджер (что является более личным и привычным инструментом, чем другие платформы), определение сильных и слабых сторон каждого, отработка последних по персональным программам – это то, что может позволить себе не каждый. В этом плане у нас, сельских учителей, есть намного больше возможностей и путей развития.
С тех пор я начала сильнее ценить время, проведенное со своими учениками. Видеть, как лицо ребенка озаряется после понимания новой темы, или из-за самостоятельно решенной сложной задачи – неоценимая радость. Счастье выполненного долга. И ради этого, я не буду останавливаться на достигнутом.