Ильина Алена Александровна
учитель математики
МОБУ «СОШ N17» г. Якутск
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в обучении требует не только предметные знания, но и формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся.
Актуальность темы обусловлена требованием Федерального государственного образовательного стандарта в формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся, а не только предметных знаний.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 11 классе.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках геометрии в 11 классе посредством активных методов обучения.
Цель: систематизация и экспериментальная проверка методов формирования познавательных универсальных учебных действий, разработка уроков посредством активных методов обучения учащихся 11 класса на уроках геометрии.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию познавательных универсальных учебных действий и использования активных методов обучения;
- выявить активные методы обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках геометрии для учащихся 11 класса;
- разработать фрагменты уроков геометрии в 11 классе по теме «Тела вращения» для формирования познавательных универсальных учебных действий посредством активных методов обучения;
- провести опытно-экспериментальную работу.
-
-
Разработка урока «Тела вращения», формирующих познавательные универсальные учебные действия посредством активных методов обучения
-
1 урок
Тема урока: «Тела вращения, площади их поверхностей »
Тип урока: закрепление новых знаний и способов действия
Метод активного обучения: использование элементов исследовательской деятельности.
Формы организации деятельности учащихся: групповая
Оборудование и материалы к уроку: компьютер, проектор, доска, чертежные инструменты для доски, раздаточный материал, критерии оценивания, модели тел вращения
Цели:
Предметные: сформировать знания учащихся по теме «Тела вращения, площади их поверхностей »; отработать применение формул для вычисления площадей тел вращения.
Метапредметные:
Личностные УУД: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению, не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
Регулятивные УУД:устанавливать целевые приоритеты
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение корректно поправлять товарища
Ход урока:
Класс делится на команды («Цилиндр», «Конус», «Шар и сфера»). Готовятся к защите своего проекта, выбирают капитанов команд.
Обобщение и систематизация знаний
Учебная цель: анализ тел вращения
Рабочие цели: уметь решать задачи на тела вращения, использовать формулы для решения задач
Задачи (оценивание производится жюри – максимум на 5 баллов).
для команды «Цилиндр»: конусообразная палатка высотой 3,5 м и диаметром основания 4 м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку, если 5 % материала ушло на швы и отходы?
для команды «Конус»: чугунный шар регулятора имеет массу 10 кг. Найти диаметр шара, если его плотность 7,2 г/см?.
для команды «Конус»: чугунный шар регулятора имеет массу 10 кг. Найти диаметр шара, если его плотность 7,2 г/см?.
для команды «Шар»: цилиндрическая труба диаметром 65 см имеет высоту 18 м. Сколько жести нужно для ее изготовления, если на заклепку уходит 10 % материал
Оценка и интерпретация отдельных параметров указана в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Название
тела |
Чертеж
|
Чертеж развертки
|
Вращением какой фигуры
получено |
Формула площади поверхности
|
Цилиндр
|
|
|
|
|
Конус
|
|
|
|
|
Шар
|
|
|
|
|
Подсчет баллов по итогам урока представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Название команды
|
Задача по элементам
тел вращения
|
Презентация проекта
|
Конкурс капитанов
|
Решение задач
|
Дополнительные задачи
|
Сумма баллов
|
Оценка за урок
|
«Цилиндр»
|
|
|
|
|
|
|
|
«Конус»
|
|
|
|
|
|
|
|
«Усеченный конус»
|
|
|
|
|
|
|
|
«Сфера и шар»
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания: 50 баллов и более – «5»;
42 – 49 баллов - «4»;
32 – 41 балл - «3»;
менее 32 баллов – «2».
Умения: самостоятельно находить и выделять информацию, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; строить чертеж к задаче (пространственно-графическое представление объекта); анализировать тела вращения с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Разработанные в работе фрагменты уроков могут успешно использоваться в школах при изучении темы «Тела вращения» в 11 классе, учителями математики, при этом разработка позволит учителям повысить уровень знаний учащихся и формировать познавательные универсальные учебные действия.