Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Национально-региональный компонент в контексте с ФГОС как развитие патриотического воспитания дошкольников

Иванова Елена Титовна  -воспитатель высшей категории,
 МБДОУ детский сад 24 «Кэскил»
Оймяконский улус с.Томтор Республика Саха (Якутия),
Отличник образования РС(Я)
 
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своей республике , к ее  государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считается воспитание нравственных качеств маленького человека. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом,  необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении? С этой целью проведено анкетирование  «Знаете ли вы свое село и историю?».
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
 - к 5-6 годам у 65 % дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села и улуса;
 - у 70 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села и улуса;
 - 90 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села и районного центра из- за занятости и недостатка финансовых средств;
 - 60 % родителей затрудняются в знании истории села и улуса;
 - 30 %родителей не знают и не хотят знать историю села и улуса;
В своей работе мы  уделяем внимание следующим вопросам:
История  села  (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории  села).
Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
Природа и фауна нашего улуса (знакомство с «Красной книгой»).
«Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия ). 
Цель:
Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного улуса, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивое село.
Воспитывать любовь к малой Родине, родному улусу, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного улуса, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Блок 1. Тема: «Моя семья»
Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.
Задачи:
Развивать интерес к своим близким, друзьям.
Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
Корни каждого – в истории и традициях семьи.
Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
Счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Приятно  считать, что воспитание любви к  Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, селу, до любви к родной республике и  стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.
Это понимают все, но как это делать знает не каждый. Мы  стараемся прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, мы решили привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейных традициях.
Вывод, к которому мы пришли: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.
Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Задачи:                            
Развивать любознательности, умения вести диалог.
Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.
Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.
 
 
Блок 3. Тема: «Я живу в селе Томтор»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном селе.
Задачи: познакомить с историей возникновения села, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие улуса.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного села, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему селу, улусу.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Знатоки села», «Пройдемся по улицам села»
Воспитание любви к окружающей природе, родному улусу, селу – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, мы решили выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного улуса.
Работу по воспитанию любви к родному селу мы  начали с бесед, в ходе которых выявили имеющиеся знания детей о родном селе. Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясны. Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе. Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего села». Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
 В результате проведенной работы знания наших воспитанников о селе стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному селу, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим селом: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».
 
 
 
Блок 4. Тема: «Оймякон –полюс холода»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном улусе
Задачи:
Знакомить с историей возникновения улуса, его гербом, результатом  труда людей разных поколений.
Знакомить с предприятиями улуса,  и села историей их возникновения.
 - проведение цикла познавательных занятий на темы: «Прошлое и настоящее нашего села», «Село Томтор – моя малая Родина», «Чем богат наш Оймякон?» , « Озеро-Лабынкыр»
 - оформление альбомов «Жизнь и люди нашего села», «Таланты живут с нами рядом», «Герои - наши земляки», «Никто не забыт – Ничто не забыто».
 - оформление дидактических игр по краеведению: «Герб Оймякона» (собери из частей, «Узнай, где я нахожусь», «Узнай на фото», «Путешествие по карте Оймяконского улуса » , «Река Индигирка»)
 - лепка «Животные и птицы Оймякона»;
 - рисование «Улица, на которой я живу»;
 - экскурсии по селу (в библиотеку, на почту, в магазины, в школу и школьный краеведческий музей,  к памятнику погибшим солдатам и т. д.) ;
 - разучивание стихов и песен о родном селе;
 - оформление уголка краеведения в группе;
 -  Международный фестиваль «Полюс холода»
 -Авторалли «Полюс холода»
-  Алсиб -аэропорт военного значения( в годы войны перегоняли самолеты с Аляски )
 
Предполагаемый результат:
 1. Итоговым  результатом  является проведение мониторинга, где дети покажут понимание того, что родное село – это место, где проживают они и их семьи, работают их родители; что в селе есть места для отдыха людей и удовлетворения их потребностей, приобретения продуктов, вещей, поддержания здоровья, занятий спортом; покажут свои знания, доступные их понятию об истории родного улуса и села.
 2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
 3. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
 4. Проявление внимания и уважения к ветеранам и пожилым людям, оказание им посильной помощи.
 
Используемая литература:
 1. Система патриотического воспитания в ДОУ, изд. «Учитель», авторы- Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова., г. Волгоград. 2007 год
 2. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ», Упр. ДОУ 20026.
 3. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», Упр. ДОУ 2004 4
 4. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ, Упр. ДОУ 2006 8.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru