Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Национально-региональный компонент в контексте с ФГОС как развитие патриотического воспитания дошкольников

Иванова Елена Титовна  -воспитатель высшей категории,
 МБДОУ детский сад 24 «Кэскил»
Оймяконский улус с.Томтор Республика Саха (Якутия),
Отличник образования РС(Я)
 
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своей республике , к ее  государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считается воспитание нравственных качеств маленького человека. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом,  необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении? С этой целью проведено анкетирование  «Знаете ли вы свое село и историю?».
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
 - к 5-6 годам у 65 % дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села и улуса;
 - у 70 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села и улуса;
 - 90 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села и районного центра из- за занятости и недостатка финансовых средств;
 - 60 % родителей затрудняются в знании истории села и улуса;
 - 30 %родителей не знают и не хотят знать историю села и улуса;
В своей работе мы  уделяем внимание следующим вопросам:
История  села  (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории  села).
Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
Природа и фауна нашего улуса (знакомство с «Красной книгой»).
«Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия ). 
Цель:
Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного улуса, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивое село.
Воспитывать любовь к малой Родине, родному улусу, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного улуса, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Блок 1. Тема: «Моя семья»
Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.
Задачи:
Развивать интерес к своим близким, друзьям.
Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
Корни каждого – в истории и традициях семьи.
Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
Счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Приятно  считать, что воспитание любви к  Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, селу, до любви к родной республике и  стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.
Это понимают все, но как это делать знает не каждый. Мы  стараемся прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, мы решили привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейных традициях.
Вывод, к которому мы пришли: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.
Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Задачи:                            
Развивать любознательности, умения вести диалог.
Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.
Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.
 
 
Блок 3. Тема: «Я живу в селе Томтор»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном селе.
Задачи: познакомить с историей возникновения села, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие улуса.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного села, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему селу, улусу.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Знатоки села», «Пройдемся по улицам села»
Воспитание любви к окружающей природе, родному улусу, селу – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, мы решили выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного улуса.
Работу по воспитанию любви к родному селу мы  начали с бесед, в ходе которых выявили имеющиеся знания детей о родном селе. Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясны. Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе. Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего села». Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
 В результате проведенной работы знания наших воспитанников о селе стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному селу, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим селом: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».
 
 
 
Блок 4. Тема: «Оймякон –полюс холода»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном улусе
Задачи:
Знакомить с историей возникновения улуса, его гербом, результатом  труда людей разных поколений.
Знакомить с предприятиями улуса,  и села историей их возникновения.
 - проведение цикла познавательных занятий на темы: «Прошлое и настоящее нашего села», «Село Томтор – моя малая Родина», «Чем богат наш Оймякон?» , « Озеро-Лабынкыр»
 - оформление альбомов «Жизнь и люди нашего села», «Таланты живут с нами рядом», «Герои - наши земляки», «Никто не забыт – Ничто не забыто».
 - оформление дидактических игр по краеведению: «Герб Оймякона» (собери из частей, «Узнай, где я нахожусь», «Узнай на фото», «Путешествие по карте Оймяконского улуса » , «Река Индигирка»)
 - лепка «Животные и птицы Оймякона»;
 - рисование «Улица, на которой я живу»;
 - экскурсии по селу (в библиотеку, на почту, в магазины, в школу и школьный краеведческий музей,  к памятнику погибшим солдатам и т. д.) ;
 - разучивание стихов и песен о родном селе;
 - оформление уголка краеведения в группе;
 -  Международный фестиваль «Полюс холода»
 -Авторалли «Полюс холода»
-  Алсиб -аэропорт военного значения( в годы войны перегоняли самолеты с Аляски )
 
Предполагаемый результат:
 1. Итоговым  результатом  является проведение мониторинга, где дети покажут понимание того, что родное село – это место, где проживают они и их семьи, работают их родители; что в селе есть места для отдыха людей и удовлетворения их потребностей, приобретения продуктов, вещей, поддержания здоровья, занятий спортом; покажут свои знания, доступные их понятию об истории родного улуса и села.
 2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
 3. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
 4. Проявление внимания и уважения к ветеранам и пожилым людям, оказание им посильной помощи.
 
Используемая литература:
 1. Система патриотического воспитания в ДОУ, изд. «Учитель», авторы- Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова., г. Волгоград. 2007 год
 2. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ», Упр. ДОУ 20026.
 3. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», Упр. ДОУ 2004 4
 4. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ, Упр. ДОУ 2006 8.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru