Климентова Людмила Германовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 им. Д.Х. Скрябина» ГО «Жатай»
Ни для кого не будет открытием, если я скажу, что инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности.
Федеральный образовательный стандарт диктует определенные требования к выпускнику начальной школы. Он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, креативным, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности.
Как активизировать интеллектуальную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?
Я поставила перед собой цель: создавать условия для развития интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.
Исходя из целей моей педагогической деятельности, появились следующие задачи:
-
поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления, т.е. учебный материал преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны;
-
учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся;
-
подобрать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников;
-
организовать работу кружка «Интеллектика»;
-
обеспечить двигательную активность, как важнейшее условие сохранения физического и психического здоровья младшего школьника.
Анализ школьного обучения показывает, что развитие интеллектуальных способностей у многих учащихся значительно отстает от темпов роста объема знаний. Это объясняется тем, что усилия учителей, как правило, направлены на усвоение знаний, хотя известно, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных задач.
Развитие интеллектуальных способностей личности требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование интеллектуальных заданий не принесет желаемого результата. Следовательно, давать новые задачи необходимо не сами по себе, в определенной системе, приводящей к интенсивному общему развитию детей. Система интеллектуальных упражнений, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна, по моему мнению, отвечать следующим требованиям:
-
возбуждать интерес к деятельности по их решению;
-
опираться на знания и опыт учащихся;
-
способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
-
строиться на метапредметной основе;
-
быть направлена на овладение обобщенными приемами интеллектуальной деятельности;
-
учитывать уровни развития интеллекта.
Специально отбираемые учителем из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на:
-
постепенное усложнение материала;
-
поэтапное увеличение объема работы;
-
повышение уровня самостоятельности учащихся;
-
интеграцию знаний и способов деятельности;
-
привлечение элементов теории для решения познавательных задач;
-
обучение способам рассуждения (как по образцу, так и самостоятельно) с учетом принципа вариативности задач;
-
формирование следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;
-
усложнение творческой направленности в выполнении заданий.
-
Я считаю, что развить интеллектуальные способности младших школьников можно только при общем гармоничном развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы, поэтому познавательные и творческие способности младших школьников формирую с одновременной активизацией их мышления и воображения. По моему мнению, творчество детей не сможет быть продуктивным без определенного запаса информации, без ее анализа и синтеза.
Для успешного обучения младших школьников стараюсь сформировать три составляющие мышления:
-
высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения;
-
высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;
-
высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделение существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития важно давать задачи внутри предметной и межпредметной интеграции, поскольку потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством. Для этого я подобрала систему упражнений, которую использую в урочное время, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение,формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор.
В свободное от уроков время, начиная с первого класса, проводим классные конференции «Хочу все знать». Каждый ребенок готовит небольшое сообщение. Дети с удовольствием принимают участие, стараются, чтобы его выступление было лучшим, с интересом слушают выступающих. Это развивает не только кругозор, речь, память, мышление, но и умение держаться на публике, владеть собой.
ФГОС дает нам возможность создать благоприятные условия для того, чтобы изменить соотношение деятельности по усвоению знаний, умений, компетенций и поисковой деятельности в учебной жизни младших школьников. У нас есть возможность организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, обще-интеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное). Новый стандарт предлагает педагогам конструировать программы внеурочной деятельности.
Исходя из этого, выбрала обще-интеллектуальное направление – «Интеллектика» и «Очумелые ручки». Мы работаем по программе доктора психологических наук А.З. Зака – четырехлетний курс по развитию мышления. Курс предназначен для систематического развития основных мыслительных способностей у детей 6 – 10 лет с целью повышения их интеллектуальной готовности к средним классам.
Развивающие занятия разработаны для групповой работы в школе: одно занятие в урочное или во внеурочное время. Представленный материал включает в себя поисково-творческие занимательные задания разнообразных интеллектуальных игр, построенных на неучебном материале. На этих занятиях дети – с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могут решать нетиповые задачи, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. В процессе занятий формируется глубина мышления, развивается критичность, обоснованность мышления, т.к решение задач организовано по форме выбора одного ответа из нескольких.
Одни игры предназначены для развития способностей анализировать и совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание, поскольку в этих играх требуется выделять и сравнивать элементы предметных и абстрактных изображений.
Другие игры нацелены на развитие способностей планировать и совершенствовать действия в мыслительном плане, в представлении, поскольку в этих играх требуется определять воображаемых перемещений по условным правилам таких выдуманных персонажей, как «утка», «Заяц», «Кошка».
Игры третьего рода связаны с развитием способности комбинировать и совершенствовать наглядно-образное мышление, поскольку в этих играх требуется по-разному изменять расположения предложенных геометрических фигур.
В играх четвертого рода развивается способность рассуждать и умозаключать, совершенствовать логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений.
Материал каждого занятия включает три страницы: две из них – основные задания, - для большинства детей, третья – дополнительные задания, для более сообразительных. Детям, легко справляющимся не только с основными, но и с дополнительными заданиями, полезно предложить самостоятельно составлять задания, аналогичные основным.
Второй час внеурочной деятельности - «Очумелые ручки» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, интеллектуального, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Необходимо выделитьи другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование проектной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция)
Развивая интеллект, не стоит забывать про двигательную активность, как важнейшее условие сохранения физического и психического здоровья младшего школьника. Прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна, спортивные мероприятия, походы – все это внесет разнообразие в повседневную школьную жизнь ученика.
В результате такой работы, уровень интеллектуальной деятельности младших школьников повысился. Дети моего класса стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Мои ученики являются участниками Всероссийских конкурсов и олимпиад, имеют сертификаты достижений.
Учащиеся моего класса принимают участие в проектно-исследовательской деятельности, защищают свои проекты на школьной, городской и республиканской научно-практической конференции. Работы публиковались в сборнике детской конференции.
Считаю, что апробированная мною система развития интеллектуальной деятельности младшего школьника нашла свое применение и дает положительные результаты. По итогам своей работы делаю вывод, что особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Список литературы :
-
Интеллектика, Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов, Книга для учителя, Зак А.З., 2002.
-
Тренажер. Интеллектика. Тетрадь для развития мыслительных способностей 4 класс. Зак А. З.
-
Интеллектика. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей"
-
Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников // - Спб.: ООО «Книжный дом», 2007.
-
Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования // 2008.
-
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. -- М., 2018.
-
Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М., 2003
-
Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. -- М., 2003.
-
Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. Т.1/ А.В.Запорожец. -- М.: Педагогика, 1986.
-
Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е. И.Кикоин. -- М., 2003.
-
Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С.Мухина. -- М., 2007.
-
Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн/ Р.С.Немов. -- М.: Владос, 2000.
-
Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей/ С. Л. Рубинштейн.. -- М., 1996.
-
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. -- М., 1998.
-
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
-
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
-
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
-
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.