Колесова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МОБУ "СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина"
г. Якутск
Тип урока: освоение нового материала
|
||
Педагогические задачи: мотивировать школьников на прочтение текста «Олонхо»; пробудить интерес к истории своей малой родины; расширить представления обучающихся о жанрах устного народного творчества; продолжить формирование национального самосознания, уважения к истории своей страны.
|
||
Планируемые результаты
|
||
Предметные:
познакомятся
с содержанием текста «Олонхо», с жанром олонхо; научатсятолковать своими словами понятия: олонхо, олонхосут, эпос, фольклор, герои олонхо.
|
Метапредметные:
Познавательные: находить в словаре толкование незнакомого слова; работать с информацией, предложенной учителем на уроке, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из темы урока, планировать этапы решения учебной задачи; оценивать свои результаты.
Коммуникативные: работать сообща в группе над информационными материалами, совместно их обсуждать, предлагать свои варианты оформления информации для сообщения слушателям; активно слушать сообщения одноклассников по теме урока
|
Личностные:проявлять интерес к истории своей страны и олонхо как новому жанру; формулировать свое отношение к воспринимаемой информации; стремиться узнавать больше об истории своей страны и проявлять желание познакомиться с олонхо, прочитать их.
|
Образовательные ресурсы: экран или интерактивная доска, карточки.
|
Организационная структура урока
Этап урока
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности учащегося
|
|||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
|
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2 Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Подбираем такие виды работ, которые вызовут интерес к теме произведения и желание его прочитать: ключевые слова (дети, используя их, уточняют свои предположения о теме произведения);
- Прочтите текст. Что вы тут заметили?
- Кто смог прочесть весь текст?
- Кому мешали ветви дерева?
- Кому не мешали ветви, те очень хорошо умеют читать.
- Что вы прогчитали?
- О чем оно?
- Что на рисунке?
- О чем мы будем говорить на уроке?
|
Разминка: текст с рисунком дерева
НюргунБоотур Стремительный
якутский героический эпос олонхо Воссоздал Платон Ойунский Песнь вторая ...Посреди седловины крутой По велению неба В начале времен - Раскинув пышные восемь ветвей, Выросло древо Аал - Луук. Так высоко оно поднялось, Так широко разрослись Могучие ветви его, Что осенили землю они, Что заслонили солнце они. У прекрасного древа того Тонкие ветви из серебра Звонко поют на ветру; на могучем его стволе Темная золотая кора... |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
|
|||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
|
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока. С каким словом вы встречаетесь впервые?
– Может быть, кто-то уже слышал слово «Олонхо? Что оно могло бы обозначать?
– Определите цель урока.
– Постарайтесь определить учебную задачу урока. Что будет главным и что вы хотите узнать нового?
– Вы узнаете, что такое олонхо.
– Как вы думаете, каков будет план действий, что необходимо для достижения результата?
|
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста.Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
Глоссарий: Жанр, поэма, народное устное творчество, сказка, эпос, былина, фольклор, сказитель, сказание, олонхосут, богатырь.
(подчеркните слова, которые могут относиться к нашей теме)
– Мы хотим узнать, что такое «олонхо», каковы его особенности.
Предлагают план действий:
1. Посмотреть в словаре, что такое олонхо, фольклор, эпос и другие непонятные слова.
2. Познакомиться с дополнительной литературой: поискать информацию в Интернете или энциклопедических изданиях
|
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
|||||||||||||||||||||
III.
Смысловое чтение |
Приём «Читаем с остановками»
- Прочтите первое предложение текста.
- Найдите ключевые слова в предложении, подчеркните. (прием «Кластер»)
-Кто может своими словами ответить на вопрос, что такое олонхо? ( на доске в центре слово «Олонхо»)
- Вернемся к словарю. (прием «Кластер»; Олонхо- жанр фольклор, эпос, якутский народ)
- Прочтите весь первый абзац?
-Когда и где возник олонхо? ( зарожден, сложен, сочинен)
- Какие слова в тексте указывают на время?
- Кто сказывал олонхо?
- Прочтите последний абзац текста.
- Какие вопросы можно задать по этому абзацу?
-Какие опорные слова можно выделить?
Делаем вывод: возвращаемся к глоссарию
-Почему мы не взяли слова: поэма, сказка, былина?
- Чем похожи и чем отличаются?
- К какому жанру близок олонхо?
|
Читают с остановками
Отвечают на вопросы учителя, ищут подтверждения в тексте.
Задают вопросы по тексту.
Подбирают слова, на доске прикрепляют: (прием «Кластер»)
1 предложение- Олонхо- жанр, фольклор, эпос, якутский народ
весь 1-й абзац- олонхосут, юрта, камелёк
2-й абзац- песни, сказания, природа, Три мира: верхний, средний, нижний, богатырь, женщина- хранительница очага, добро, зло.
Сверяют свою работу с работой на доске.
Сравнительный анализ слов : поэма, сказка, былина.(работа со словарем)
«Круги» сравнение олонхо с былиной.
|
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону
|
|||||||||||||||||||||
IV. Домашнее задание
|
Знакомит и объясняет домашнее задание.
Вспомнить материал урока, записать в тетрадь главные мысли по теме сегодняшнего урока, которые хотелось бы запомнить надолго.
Обосновать свой выбор.
|
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
|
Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи |
|||||||||||||||||||||
V. Итог урока. Рефлексия
|
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С чем вы познакомились на уроке? Что было особенно интересно? О чем еще хотелось бы узнать?
– Кому из вас захотелось прочитать олонхо? Поднимите руки.
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Оценивают свою работу на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания («0», «+», «–», «?»):
Я знаю, что такое олонхо, и могу объяснить это своими словами.
Я знаю основной сюжет олонхо.
Я могу назвать три характеристики, объединяющие русскую былину и олонхо.
|
Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание
|
Сделать лэпбук «Герои олонхо».
|
Защита своего лэпбука. Презентация своей работы.
|
Осуществлять презентацию своей работы.
|
Ресурсный материал к уроку
Олонхо
Олонхо – самый крупный эпический жанр якутского народного фольклора. Олонхосута ждали с нетерпением в каждой юрте, его почитали и уважали, угощали самыми вкусными блюдами. Каждый вечер с наступлением сумерек вокруг олонхосута собирались все от мала до велика. Горел огонь в камельке, и олонхосут начинал свое олонхо- сказание, в котором отражались богатство и ширь народной фантазии. В олонхо всегда побеждали светлые силы и торжествовала справедливость.
В песнях и сказаниях олонхо, продолжавшихся несколько дней и ночей, олонхосут описывал красочные пейзажи, травинки, цветы, бабочек, стрекоз и прочую живность. Здесь оживали величественные горы, быстротечные реки, животные и растения. Всё действия происходит в пространстве трёх миров – Верхнего, Среднего и Нижнего. Главные герои олонхо – богатыри и женщины- хранительницы очага, являющиеся воплощение красоты и добра.
Якутский героический эпос олонхо
Олонхо - это якутское название для устных эпических сказаний, которые встречаются в фольклоре любого народа. Однако якутский эпос явно не столь обычен, если он привлёк к себе внимание всего мира. Что же в нём такого особенного?
Якутские олонхо складывались на протяжении веков. Существует несколько десятков сказаний, некоторые из которых измеряются десятками тысяч строк. На большой территории, которую занимают якуты, сформировался ряд местных традиций олонхо, отличающихся друг от друга особенностями сюжетов и исполнения.
В основе сюжетов всех олонхо лежат приключения мифических богатырей и богатырок. Действие эпоса разворачивается во вселенной якутской мифологии, где существуют добрые боги айыы и злые духи абаасы. Из их столкновения зарождается конфликт, разрешить который должен главный герой. Самое известное олонхо, которое включает в себя множество типичных образов и сюжетов - это "НюргунБоотур Стремительный".
Главные носители традиции олонхо - сказители-олонхосуты. Искусство олонхосута включает в себя несколько талантов. Он должен быть и рассказчиком, и певцом, и актёром, и музыкантом. Олонхосуты умели удерживать внимание публики, разыгрывая в одиночку целое представление - не случайно олонхо было излюбленным развлечением якутов в старину. Впрочем, иногда олонхо могли исполнять и несколько олонхосутов, разделив между собой роли - чем не настоящий театр?
Кстати, если вы думаете, что олонхосуты заучивали наизусть тысячи строк своих сказаний, то вы ошибаетесь. В действительности всё проще и одновременно сложнее. Дело в том, что текст олонхо состоит из устойчивых выражений-формул, которые, немного изменяясь, могут использоваться многократно в самых разных сказаниях. Искусство сказителя заключается в умении на ходу выстраивать олонхо из этих кирпичиков-формул. Поэтому одно и то же олонхо никогда полностью не повторялось - каждое новое исполнение чем-нибудь да отличалось от предыдущего, ведь сказитель заново "пересобирал" весь свой рассказ.
Сегодня в Якутии возрождают искусство олонхо. В 2008 году открылся театр "Олонхо", который превращает устные сказания в полноценные спектакли. Появляются люди, готовые освоить нелёгкое мастерство олонхосута и рассказывать олонхо так же, как это делали их предки. Немало делается и для научного изучения якутского эпоса. При Северо-Восточном федеральном университете в Якутске работает Научно-исследовательский институт олонхо, где всесторонне исследуют многочисленные сказания, издают их и переводят на языки мира, а также помогают в обучении новых олонхосутов.
Эпос Олонхо
Олонхо – эпос, который занимает одно из ведущих мест в традициях фольклора народов Якутии. Произведение 25 ноября 2005 г. занесено в список ЮНЕСКО как шедевр устного культурного наследия человечества.
Структура эпоса, исполнение
Эпос Олонхо состоит из поэм, каждая из которых включает в себе по десять тысяч стихотворных песен. Наиболее известная поэма эпоса под названием «НюргунБоотур Стремительный» состоит из 36 песен. Согласно якутским традициям, одну поэму должен исполнять один песнопевец.
В исполнение Олонхо допускается импровизация, поэтому все сказатели должны обладать ораторским искусством, а также высоким актерским мастерством. В наши дни песнопевцы исполняют Олонхо без музыкального сопровождения, часто в беглой форме.
Сюжет якутского эпоса Олонхо
Действие эпоса происходит одновременно в трех пространствах: верхнем, среднем и нижнем. Центральный объект – мировое дерево, которое своими корнями уходит в нижнее пространство, его ствол находиться в среднем, а ветви тянутся в верхнее, где обитают божественные силы. Дерево представляет собой символ мировоздания, загробной и земной жизни человека.
Главный герой произведения - Айыы, божество, которое боги свергли в средний мир. Один из потомков Айыы, Эр Соготох, обращается к дереву мира с просьбой сказать ему истинную цель жизнь. Божество, которое жило в дереве, ответило, что он должен создать свое государство и утвердить счастливую жизнь в среднем мире.
В скорее после этого Эр Соготох женился на девушке, обитавшей в низшем мире. Значительную часть эпоса занимает рассказ о его сватовстве и борьбе с низшими духами, которые не хотели отдавать главному герою заключенную ими красавицу. Дети и внуки Эр Соготоха смогли создать могущественное процветающее государство, равных которому не было в мире.
Однако не заставили себя ждать и трудности – на новообразованное государство вскоре стали претендовать внешние захватчики, которым покровительствовал злой дух Абасы, яростно ненавидевший Эр Соготоха. Благодаря тому, что потомки поверженного духа Айыы, боролись за добро, благополучие и высшие духовные ценности, на их помощь пришли высшие божества – Айыысыт, КюнДжесегей и верховный бог ЮрингАйыы Тойон. В конечном итоге, народу удалось отстоять свое государство и повергнуть неприятелей в низший мир.
Эпос Олонхо проповедует такие высокие ценности как брак, патриотизм, самоотверженность, вера в свой народ, уважение к минувшим временам.