Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «Б.С. Житков «Про обезьянку»

Кривошапкина Елена Никифоровна
Учитель начальных классов,
Руководитель МО учителей начальных классов
МБОУ Быраканская основная школа
Верхневилюйский район
Электронная почта: crivoshael98@mail.ru
 
Предмет: литературное чтение
ФИО учителя: Кривошапкина Елена Никифоровна
Класс:3
Тема урока: «Б.С. Житков «Про обезьянку»
Цели урока:
- продолжить знакомство с творчеством и произведениями Б.С. Жидкова
- развивать навыки беглого чтения, речь, память, внимание, воображение;
- воспитывать любовь к чтению, к природе, бережное отношение к меньшим братьям нашим.
Планируемые результаты:
  • Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера;
  • Личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: презентация, учебник
 
Этапы, методы и приёмы
Хро-
Номе-траж
Содержание урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивационный
Наглядн.: цитата на доске
Пракчтич.: чтениеи объяснение значения
 
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Никифоровна сегодня урок детской литературы проведу у вас я.
- Посмотрите на цитату, которую вы видите на доске:
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский) (слайд№1)
- Как вы понимаете это высказывание? (мнения детей).
- Сегодня мы будем с вами продолжать читать. Я желаю вам хорошего настроения и ясных мыслей.
Приветствовать;
 
Читать цитату;
 
Объяснять её значение;
К: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;
Постановка учебной задачи
 
Практич.: Речевая разминка хоровое чтение
 
 
 
 
 
 
 
 
Словесн.: ответы на вопросы;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. На доске вы видите стихотворение:
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя. (слайд№2)
- О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень...)
- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)
- Прочитайте медленно
- Прочитайте быстро,
- Прочитайте с радостью, гордостью.
- Прочитайте выразительно.
- Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Про обезьянку»). Кто автор этого произведения? (Б.  Житков). Мы прочитали это произведение полностью? (нет). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (продолжать знакомиться с творчеством  Бориса Житкова.
- Какие цели поставим на урок? (прочитать рассказ, проанализировать его).
Читать с разной интонацией и темпом;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отвечать на вопросы;
 
 
Опредлять тему урока;
 
Ставить цели урока;
П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;
 
 
 
 
 
 
Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
Решение частных задач
 
Словесн.: слово о писателе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Словесн.: ответы на вопросы
 
 
Практич.: чтение по цепочке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Ребята, а кто может рассказать об авторе? Что вы знаете о его творчестве? Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде;(слайд №3)
Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, Мать — пианистка.
Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.
Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.
А вот стать писателем Борис Житков не собирался.
Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.
Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги. ( Слайд №4 – 9)
Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами
или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы.
С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много.
Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
- Ребята, а  Кто является главным героем рассказа? (Мальчик Юхименко и обезьянка Яшка).
- Давайте сейчас дочитаем это произведение до конца.
 
 
Слушать;
 
 
 
 
 
 
Воспринимать новую информацию о писателе и его творчестве;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отвечать на вопросы;
Читать по цепочке;
 
 
П: расширение общего кругозора учащихся;
 
 
 
 
К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Р: Читать в соответствии с целью чтения:
выразительно;
 
 
Словарная работа
 
Наглядн.: значение слов
 
 
- Ребята, какие сложные слова встретились вам в этом тексте? Давайте объясним их значение. (Слайд№ 10,11)
Работа со словами:
Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.
Как нужно кушать, вести себя за столом?
Глядел, прищурясь... - покажите как это? Когда человек щурится?
( Когда устают глаза)
Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз «Филин».
Перо и чернила - раньше не было ручек и писали перьями , чернила( как краски) брали из баночки.( Показ картинки).
Вавилоны - кривые линии.
Обвисшая морда - (показ на картинке мордочки макаки)
За пазуху - под рубаху
Набрюшник под курткой – брюхо - это живот.
Заскреб (показ детьми).
Сконфузился - застеснялся.
Сатана - ругательное слово, в речи употреблять не надо.
Разбирать незнакомые сова;
 
 
Объяснять значение слов;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
 
Р: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
 
 
 
Словесн.: ответы на вопросы
 
- Итак, ребята давайте проанализируем прочитанный рассказ.
- Каковы по размеру обезьянки- макаки?
- Опиши поведение этих животных.
- Как они живут в природе группами или в одиночку?
- Чем питаются?
- Понравилась ли вам рассказ?
- Что именно вам понравилось?
-От чьего имени ведётся рассказ?
- Как обезьянка оказалась у мальчика?
- Как звали обезьянку?
- Какие неприятности она приносила домочадцам?
- Как хозяева решили приручить обезьянку?
- Почему она так себя вела?
- Что произошло во время чаепития?
- Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу?
- Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки?
- Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему?
- Как разыгрывал мальчик своих друзей?
- Как Яшка вел себя при гостях?
- Почему невозможно стало держать Яшку в доме?
Отвечать на вопросы;
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализировать содержание рассказа;
К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
 
Рефлексия.
Подведение итогов.
 
И так ребята наш урок подходит к концу
С каким произведением мы продолжили  знакомиться? Кто его автор? Понравилось ли тебе это произведение? Что бы вам хотелось сделать после этого урока? - Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?- Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?
Все стали, урок окончен до свидания!
 
Подводить итог урока;
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Р: Осуществлять итоговый контроль
 
 
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Оксана Аммосовна, наһаа үчүгэйдик тыырыллан, тэриллэн оҥоһуллубут олус интэриэһинэй сорудахтаах олимпиадаҕыт түмүгэ тахсыбытынан эҕэрдэлиибин уонна улахан махталбын биллэрэбин.
Биһиги кылаас оруобуна үөрэх дьылын түмүктүүр тэрээһинигэр түбэспитэ олус үчүгэй бэлэх буолар буолла.
Сыралаах үлэҕит өссө таһаарыылаах, өссө элбэх кыттааччылаах буоллун! Сайын кэлбитинэн, күөххэ үктэммиппитинэн!
Бары үтүөнү баҕарабын!🙋🏼‍♀️🥰🙌🏻🙏🏻🙏🏻🙏🏻
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Олимпиадаҕа кыттан астынныбыт, миэстэлэһэн үөрүүбүт улахан. Махтал тэрийээччилэргэ!

Соломонова Вера Семеновна учитель начальных классов МБОУ "Оленекская СОШ имени Х.М. Николаева"
Выражаю огромную благодарность организаторам сайта. С радостью принимаем
участие в каждой олимпиаде! Желаю дальнейших успехов!

Саха политехнический лицей.
Петрова Вера Панфиловна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Спасибо большое за дипломы. Дети очень рады. Желаем вам здоровья, дальнейших успехов в работе!

Слепцова Мария Ильинична, учитель начальных классов, с. Хонуу Момского района
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru