Матаннанова Нина Николаевна
учитель начальных классов,
E-mail: ninamatannanova@mail.ru
Хабарова Ульяна Николаевна
учитель начальных классов,
E-mail: ulianakhabarova@gmail.com
МАОУ «Тулагинская средняя общеобразовательная школа» им. П.И Кочнева
с. Тулагино ГО «Город Якутск»
Аннотация. Статья посвящена вопросу развития вычислительных навыков у учащихся младших классов, которая является одной из главных проблем в освоении основной образовательной программы по математике и решении повышения качества образования. Авторы делятся своим опытом использования методики Kumon для обучения обучающихся начальной школы в условиях работы в сельской общеобразовательной агрошколы.
Ключевые слова: математика, развитие вычислительных навыков, использование методики «Kumon», учебная деятельность в начальной школе.
Введение.
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы является развитие у учащихся вычислительных умений и навыков.
В начальной школе мы работаем над привитием двух групп актуальных умений. Первая – это группа универсальных учебных действий. Она является основой умения учиться и обеспечивает способность ребенка к самостоятельному усвоению новых умений. Ко второй группе относится формирование у детей мотивации к обучению. Учителям приходится искать различные методы помощи в самоорганизации, саморазвитии и самоконтроля младших школьников для закрепления данных групп умений.
Главная проблема учебных трудностей у первоклассников заключается в резком переходе от игровой познавательной деятельности к рациональной учебно-познавательной деятельности. В условиях сельской школы в 1 класс поступают дети с различными уровнями подготовленности к школе. Есть такие, у кого по каким-либо причинам еще не сформирована готовность и способность к саморазвитию, имеются проблемы в мотивации к обучению и познанию. В связи с этим актуальной становится проблема выравнивания обучающихся, нацеленной на индивидуальное развитие того или иного ученика.
Большую роль в развитии математического мышления и повышении мотивации к предмету играют систематические игровые упражнения. Они стимулируют развитие скорости мышления, уровень сообразительности, зоркости, наблюдательности, внимания и памяти.
В этом плане мы обратили внимание на популярную развивающую систему в мире – методику Kumon. Она преподносится в виде серий рабочих тетрадей, где собраны уровневые упражнения в игровой форме. Задания выстроены по системе от простого к сложному и выполнение каждого занимает не больше 20 минут. Серия Kumon помогает развивать детей от 2 до 10 лет.
В данной статье мы, учителя начальных классов Тулагинской СОШ, описываем опыт эффективного применения рабочих тетрадей Kumon в формировании устойчивых вычислительных навыков по математике в 1-4 классах. Ведущая идея апробации методики – выравнивание знаний обучающихся с помощью самостоятельных индивидуальных домашних заданий из тетрадей Kumon [6].
Цель: раскрыть суть, основные идеи опыта: показать успешные приемы, методы и формы организации работы, применяемые творческой группой, охарактеризовать полученные результаты.
Для раскрытия темы поставлено ряд задач:
1. Описание особенностей методики.
2. Формирование опыта работы по данной методике в системе внеурочных занятий по математике.
3. Систематизация накопленных фактов по прослеживанию динамики результативности апробации методики.
Гипотеза. Если представить младшим школьникам вариативные образовательные маршруты с использованием альтернативных обучающих и развивающих пособий, то повысится уровень активизации их личностных возможностей, произойдет реализация индивидуальных особенностей развития на разных этапах начального обучения.
Новизна опыта:
- обоснование целесообразности использования и апробирование методики Kumon в индивидуализации образования в начальной школе;
- организация педагогического процесса по апробации новых учебных заданий Kumon для самостоятельного самообучения;
- освоение идей и технологий сотрудничества педагогов по внедрению новой методики;
Теоретическая часть
Анализируя теоретическую основу метода Kumon мы выявили, что:
1. Особенностью методики - является развитие школьных навыков, которая рассчитана для подготовки к школе и предназначена для самостоятельной работы дошкольников. Такой принцип прекрасно подходит детям, чьи возможности еще не равны с более подготовленными сверстниками.
2.Ключевым принципом методики – является последовательное усложнение по уровням. Каждый уровень тетради становится ступенькой в освоении вычислительного навыка и рассчитан на несколько недель занятий.
3. Деятельность учителя заключается:
- В сотрудничестве с родителями.
-В организация труда учащихся.
-В составлении мониторинга и отслеживания за достижениями учащихся.
4. Ценность методики Kumon заключается в том, что она основана на многократном повторении одних и тех же заданий и доведении навыка до автоматизма, на разном, интересном для детей содержании. Постепенное усложнение уровней сложности – очень важный фактор, который помогает ребенку повысить свой потенциал знаний.
Внутри пособия задания делятся на 3 уровня сложности (одна звездочка, две и три - указывается в верхней части, где номер задания). По математике применяли уровень 2 на сложение и вычитание двузначных чисел. Второй уровень заданий учит решать задачи на сложение и вычитание многозначных чисел. Дается также и образец выполнения задания. В 3 классе в основном работали с такими уровневыми заданиями по коррекции и выравниванию знаний обучающихся. Далее эту тему можно продолжить последующими уровнями сложности. В рабочих тетрадях имеются не только примеры, но и самые разнообразные математические задачи. В 4 классе интересны книги-тетради по развитию пространственного мышления, логики, творческих способностей. Тетради 4, 5 уровней предлагают задания на решение дробей. В методике «Кумон» используются игровые технологии, которые вовлекают в процесс обучения математики. Тетради трех уровней «Единицы измерения. Геометрия» в познавательно-игровой форме подводят детей к усвоению геометрических понятий. Кроме того, тетради Kumon предлагают детям пройти различные лабиринты, писать строчные буквы английского алфавита, учат определять время. Они полезны для детей, по каким-либо причинам, не усвоившим простейшие знания и умения в дошкольном периоде развития и для детей с ОВЗ. Пособия дополняют работу внеурочной деятельности ФГОС «Занимательная математика». В зависимости от уровня знаний и умений применяем в виде домашних заданий все четыре уровня. Более сложные уровни используются как материалы подготовки к ВПР. Подбираем специальные задания для детей с ОВЗ.
По мнению Евгении Ершовой, логопеда, специалиста по речевому и интеллектуальному развитию детей: «Выход серии Kumon на русском языке — огромная удача для родителей и педагогов, занимающихся с дошкольниками. Другой такой продуманной, последовательной и доступной системы развития и формирования психологических функций, важных знаний, умений и навыков просто нет. В книгах удивляет и радует качество, игровой подход, методические приемы, поражающие воображение. Минимум подготовки к занятиям (достаточно открыть нужную страницу!) и максимум эффекта» [8].
Практическая часть
Однажды в книжном магазине нам попалась рабочая тетрадка «Кумон» с интересными заданиями по математике, нас также заинтересовало и подача решений этих заданий. Поэтому мы стали искать информацию об этой методике в сети интернет и выяснили, что эта методика позволяет усилить развитие вычислительных навыков учащихся. В связи с этим решили донести родителям информацию об использовании данной методики на уроках математики. На родительском собрании была изложена информация по теме: «Использование методики «Кумон» на уроках математики», где мы показали рабочие тетради «Кумон». В первый год апробации мы столкнулись с проблемой нехватки данных пособий. Пособия были только на руках учителей. Приобретение проводилось через почтовые заказы в интернет-магазине «Лабиринт». Многих малоимущих родителей смущала цена пособия, для целенаправленного развития ребёнка требуется в год несколько тетрадей разного уровня. Поэтому приобретали на класс несколько видов рабочих тетрадей и материалы размножались ксерокопией. Важно было охватить всех обучающихся класса и обязательно пройти первый уровень с простыми заданиями.
Рабочие тетради «Кумон» Рис.1
Перед каждым родительским собрании мы делали анализ достижений учащихся и знакомили их с результатами контрольных срезов. Планировали дальнейшую работу с сильными и с слабыми учащимися на следующую четверть. Кроме этого, проводили индивидуальные беседы с родителями, имеющих детей с ОВЗ (6 детей), так как для них подбирали другой уровень прохождения материала.
Анализ опроса родителей по использованию методики Кумон 3 «Б» и 3 «В» классов показал, что большинство родителей заинтересованы в использовании этой методики.
Диаграмма показателей активности родителей Рис2
На данном рисунке можно увидеть отношение родителей к использованию методики Кумон в образовательном процессе. В целом, процент активных родителей в обоих классах выше процента пассивных. Но в 3 «В» классе процент пассивных больше т.к. семей, находящихся в трудном социальном положении больше (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи) и количество детей с ОВЗ больше, составляет 25% от общего количества детей класса.
В начале использования Методики Кумон мы предложили детям пройти начальный уровень с игровыми заданиями, которые заинтересовали учащихся своими доступными и увлекательными заданиями. Те кто справился с первым уровнем переходили на следующий. Например, в 3 «В» классе Зацепина Маша и Троев Гектор начальный уровень прошли за 10 дней, а Ван Демир (ОВЗ) с этими же заданиями занимался целый месяц. Для коррекции знаний учащихся с ОВЗ мы использовали многократное повторение заданий. (За время урока обучающиеся с ОВЗ не успевают выполнять полностью все задания, поэтому они на следующем уроке доканчивают их. Затем они повторяют решение данного задания еще 2-3 раза).
Примеры и задачи привлекали детей доступностью и легкостью. Поэтому на занятиях, решая задачи друг за другом, они незаметно переходили к более сложным заданиям. Хорошая предварительная тренировка помогала им справляться с новыми задачами и примерами. Такая работа велась до окончания первой тетради. Детей привлекало и то, что они сами проверяли работу, сверяя с ответами в конце, и проставляли баллы.
Чтобы им было понятней оценка усвоения, мы переводили баллы на обычную оценочную шкалу по пяти бальной системе. И ребенок соотносил оценки с урочными и четко представлял результат по привычной оценочной шкале. Мы дозировали домашнюю работу, примерно, на 20 минут. Главное – нужно выполнять ежедневно, 5 дней в неделю. Проверка и возможность исправления ошибок развивают полезные навыки самоконтроля.
Самым главным результатом первого года апробации стало появление возможности опережающего обучения. Так как со второго полугодия первоклассники приступили к умножению. В конце учебного года все усвоили таблицу умножения. А по Kumon приступили к выполнению более сложных заданий.
В таблице 1 можно увидеть динамику развития вычислительных умений и навыков в 3 «б» и 3 «в» классах по годам.
Таблица №1
Динамика развития вычислительных умений и навыков учащихся
Матаннанова Н.Н.
|
2021-2022
|
2022-2023
|
2023-2024
|
Хабарова У.Н.
|
2021-2022
|
2022-2023
|
2023-2024
|
1 полугодие
|
64%
|
67%
|
76%
|
1 полугодие
|
58%
|
65%
|
70%
|
2 полугодие
|
82%
|
83%
|
%
|
2 полугодие
|
63%
|
65%
|
%
|
Хабарова У.Н 2021-2022уч.год 1в класс всего 27 обучающихся (ОВЗ 6 + дети из семей ТЖС-18) занимаются по программе обучения сложения и вычитания в пределах 20, в пределах 100 выполнили в конце учебного года 56%, 2022-2023 уч. год занимаются по программе обучения умножения и деления от 1 до 5, умножение столбиком двузначного числа на однозначное и табличное деление выполнили в конце учебного года 63% обучающихся, 2023-2024 уч. год по программе обучения умножения и деления многозначных чисел столбиком 65%
Матаннанова Н.Н. 2021-2022 уч. год 1в класс всего 32 обучающихся (ОВЗ 1) (по программе обучения норма требования сложения и вычитания в пределах 20), в пределах 100 выполнили в конце учебного года 82%, 2022-2023 у. г. (по программе обучения нормы требования умножения и деления от 1 до 5 ), умножение столбиком двузначного числа на однозначное и табличное деление выполнили в конце учебного года 83%
В конце учебного года стали очевидными качественные продвижения детей. На открытом уроке дети показали хорошие результаты по вычислительным навыкам. Улучшение вычислительных навыков у учащихся подтвердилось и результатом административной проверочной работы в обоих классах, где учащиеся показали высокий уровень выполнения заданий. По результатам проверки вычислительных навыков, администрация порекомендовала обобщить свой опыт и выступить на школьном МО начальных классов. Выступление на своем методическом объединении заинтересовало коллег в эффективности методики, они изъявили желание тоже апробировать Kumon. Таким образом некоторые учителя приобрели рабочие тетради и стали применять в работе со своими учащимися, для этой цели стали использовать 1 час внеурочного занятия ФГОС. Подключили к делу родителей, пропагандируя тетради Kumon.
С опытом работы по апробации методики «Кумон» выступили на всероссийской научно-практической конференции «Педагогика. Образование. Практика.» посвященный юбилею кандидата педагогических наук, доцента А.В. Оконешниковой в 2019 году, где получили диплом 1 степени.
Основным достижением использования метод Кумон является улучшение вычислительных навыков, что помогает детям при переходе в среднее звено и легче адаптироваться к требованиям учителей математики, работающих в 5 классах.
На формирование опыта использования японского метода Kumon оказали влияние на следующие факторы:
1. Недостаточность интересных дополнительных учебных ресурсов для дифференцированных и индивидуальных домашних заданий.
2. Запросы родителей на выравнивание и закрепление знаний по основным предметам.
3. Необходимость повышения мотивации детей к выполнению дополнительных занятий.
4. Активный интерес обучающихся к выполнению заданий по тетради Kumon и проявление желания к самостоятельной домашней работе.
Выводы и заключение
Мы, проделали анализ апробации опыта и представили описание результатов. Апробация проводилась в течение 3 лет. Границы опыта пока очерчиваются границами собственного образовательного учреждения.
Какие проблемы и трудности возникли за этот период?
Во-первых, необходимо доказывать родителям ценность использования развивающей методики самими учащимися. В этом плане есть небольшие сдвиги. Но все равно низок процент родителей, заинтересованных в приобретении для своих детей данных рабочих тетрадей. Поэтому рабочие тетради еще полностью не используются в виде домашних работ.
Во-вторых, за прошедшее время методика эффективно использовалась в целях выравнивания обучающихся до уровня базовых умений и знаний. В результате апробации налицо видны продвижения наиболее способных обучающихся. Поэтому как можно раньше методику необходимо применять для опережающего обучения сильных учащихся и расширять границы их познавательных возможностей.
В-третьих, в системе методической работы педагогов, занятых апробацией, необходимо сформулировать вопросы, не получившие решения в данном опыте. Необходимо продумать методическую работу по использованию богатейших ресурсов Kumon для развития и саморазвития детей 7-8 лет.
Для подтверждения эффективности опыта необходимо поддерживать преемственность методической работы с учителями среднего звена. Определить в каких условиях опыт может быть наиболее эффективен; продумать технологическое применение методики в условиях внеурочной деятельности.
Список источников
-
Аленушкина, Е. А. Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе / Е. А. Аленушкина, О. Д. Мерцалова, Н. Н. Мальцева // Вестник научных конференций. – 2023. – № 4-1(92). – С. 12-13.
-
Грабенко, Т. М. Сказочная песочная терапия и ее использование в образовательном процессе / Т. М. Грабенко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2023. – № 1(88). – С. 75-80.
-
Гутиева, М. Т. Национальные сказки как элемент ментального развития первоклассников во внеурочной деятельности / М. Т. Гутиева, Н. О. Блейх // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2023. – № 2(89). – С. 11-16.
-
Зауторова, Э. В. Развитие способностей одаренных детей начальной школы / Э. В. Зауторова, Н. Г. Соболев // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2022. – № 6(87). – С. 47-51.
-
Калашникова, Н. Г. Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе средствами учебного курса «Обществознание. Секреты финансовой грамоты» / Н. Г. Калашникова, Е. Н. Жаркова, Е. М. Белорукова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2023. – № 1(88). – С. 46-54.
-
Методика KUMON. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/wall-111209555_2284?ysclid=lpydtzysm6351550391 (дата обращения 09.12.2023)
-
Новикова, Г. П. Проблема преемственности и психологические трудности перехода с дошкольной ступени образования на школьную (в системе непрерывного образования) / Г. П. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2021. – № 3(78). – С. 33-43.
-
Рабочие тетради KUMON. Растем, играем, учимся. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.labirint.ru/top/tetradi-kumon/ (дата обращения 09.12.2023)
-
Смирнов, Е.И. «Проблемные зоны» математического образования: реалии и перспективы / Е. И. Смирнов, С. А. Тихомиров, В. С. Абатурова, Е. А. Зубова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2023. – № 3(90). – С. 62-74.