Миронова Светлана Степановна,
учитель начальных классов,
МАОУ “Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых”,
учитель начальных классов,
МАОУ “Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых”,
ГО «город Якутск», Республика Саха (Якутия)
Первая учительница… А как много в нём смысла! Каждый из нас помнит свои школьные годы, одноклассников, свою первую учительницу. Это остаётся с нами на всю жизнь.
Первый учитель входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют им самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, как будут складываться взаимоотношения с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от первого учителя, зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими единомышленниками. Много лет первая учительница незримо будет присутствовать в семье каждого ученика. Как же не растерять то доверие, которое так щедро дарят ученики и их родители?
Очень много воспоминаний связано с именем моей первой учительницы, с Анной Филипповной Исаковой. Эти воспоминания - добрые, светлые, незабываемые. Она сочетала в себе качества педагога, воспитателя, психолога, психотерапевта. И именно к ней обращались мы со своими радостями и бедами, именно она помогала разрешать конфликты со сверстниками, именно ей доверяли детские тайны, именно она занималась дополнительно с отстающими учениками. Анна Филипповна была и наставницей, и помощницей, и защитницей, и подругой, которая помогала нам приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть свои способности, почувствовать себя самостоятельными. Также она умела управлять своими чувствами каждую минуту, каждый час, каждый день общения с нами.
Так же как моя Анна Филипповна, я - учитель. Я преподаю в младших классах, с первого по четвертый. Вот уже 37 лет как я работаю в Хатасской СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых. И это не просто годы работы, а годы творческих поисков, раздумий, самосовершенствования. Я знаю, что оптимизм, вера в творческие способности каждого ученика, требовательность, основанная на доверии, активизируют положительную мотивацию учеников. Даже самый слабый ученик с моей помощью должен поверить в свои силы.
К первому сентября каждый педагог готовится заранее, в том числе и я. Тем более в этом году у меня четвертый класс. Четвертый класс... Этот период – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Уже на будущий год ребята начнут изучать новые предметы. Вместо одного учителя с детьми будут несколько преподавателей. 4 класс является решающим, мостиком от 1 ступени на 2-ю, т.е. ступенькой из начальной школы в среднюю, поэтому ему следует уделить особое внимание как в обучении, так и в воспитании. Моя задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь я могу оказать.
Я буду очень рада увидеть своих выпускников, первого сентября они пойдут в пятый класс. Четыре года, проведенные вместе с ними, пронеслись как одно мгновение. Вспоминаю, как мы постигали азы счёта, учились писать и читать, совместно планировали и проводили разные внеклассные мероприятия, праздники, конкурсы, олимпиады, образовательные марафоны «Учи.ру».
Отражением успехов учителя служат и учебные достижения учащихся: высокое качество успеваемости, участие, победы и призовые места школьников в разных интеллектуальных, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, которых у нас немало. Мои ученики - активные участники, победители и лауреаты творческих конкурсов, предметных олимпиад разного уровня: городской НПК «Соколовские чтения», «Тулагинские чтения», Х республиканской конференции «Ступеньки к творчеству», победители Республиканской олимпиады по окружающему миру, Республиканской дистанционной викторины С.П. Данилов «Ааҕыы холбуката», городской метапредметной олимпиады семьи «Удьуор утум», дипломанты Международного фестиваля детского и молодежного творчества «Я могу» г. Санкт-Петербург, обладатели Диплома 2 степени VI Международного детско-юношеского фестиваля «DIAMOND NOTES», с инсценировкой по сказке М. Заболоцкого «Маллар мунньахтара», участники скетч-шоу «Айуу, чэ!» НВК Саха, Благотворительной акции «Открытая книга» Молодёжного правительства РС(Я), Центра для детей и юношества НБ РС(Я), Благотворительной акции «Помощь пострадавшим от паводка».
Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью» утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой учителя и воспитателя - умением владеть сердцами своих учеников.