Матвеева Светлана Константиновна,
учитель начальных классов высшей категории
МОКУ С(К)О-И № 34 г. Якутска
Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что с каждым годом растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Это такие нарушения развития, как расстройства аутистического спектра, органические поражения речевых зон коры головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально–волевой сферы и комплексные нарушения в целом. Без специальных воздействий коррекционного плана речь не становится у них инструментом мыслительной деятельности, в ней слабо отражается собственный эмоциональный, бытовой, игровой и познавательный опыт ребенка, представления слабо актуализируются по слову. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специально организованного коррекционного обучения.
Основными задачами каждого педагога являются создание речевой среды, пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, усвоение учащимися средств общения, обучение детей рассказыванию, способности участвовать в коллективной деятельности и т.д.
Основываясь на своем опыте работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, могу сказать, что большая часть детей класса имеют ярко выраженные речевые нарушения, а у некоторых обучающихся на начальном этапе обучения отсутствует мотивация к речевой деятельности вообще. Высказывания таких детей часто сопровождаются жестами и мимикой.
Отсутствие у части учащихся активной речи не позволяет строить занятия по речевой практике на основе обычного объяснения материала, составления или пересказывания текста, развернутых ответов на вопросы и т.д. В этом случае появилась при обучении данной категории детей необходимость обратиться к альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации.
Основной целью педагога на начальном этапе обучения детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребята смогли бы вступать во взаимодействие с учителем; понимать, что от них требуется, что необходимо сделать на уроке. Здесь важной задачей у учителя является вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
На каждом уроке стараюсь создать на уроках ситуацию успеха, чтобы учащиеся без страха и волнений мог участвовать на уроке, общаться друг с другом. В своей работе использую методы, приемы и средства, проверенные на практике. При проведении урока стараюсь использовать все варианты «чтения».
Сегодня я остановлюсь на использовании такой современной методики, как метод наглядного моделирования на уроке развития речи «Речевая практика» по ознакомлению с русской народной сказкой «Три медведя». Перед собой ставлю следующие цели и задачи, такие как формирование у обучающихся умение слушать учителя и друг друга формирование навыков задавать вопросы. А также работа по обогащению активного словарного запаса учащихся за счет звукоподражаний; изучения имен существительных, местоимений и служебных частей речи; побуждение к использованию у обучающихся усвоенных слов в самостоятельной речи; развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха.
Вначале изучения темы предлагаю учащимся рассмотреть сюжетную картинку по русской народной сказке «Три медведя», затем послушать ее. Рассказывая сказку, одновременно выставляю фигурки соответствующих персонажей сказки. Затем предлагаю учащимся выложить сказку по моей словесной инструкции. По ходу обсуждаем внешний вид героев сказки, их речь, их поступки. Далее предлагаю поиграть, используя набор-комплект карточек по данной сказке.
На следующем уроке закрепления мы играем в ту же сказку, но уже с помощью геометрических фигур – заместителей. Заранее детям даю установку: вместе выясняем, какого цвета должна быть фигуры- заместители персонажей: медведи коричневые, но отличаются по размеру, выясняем почему. Также определяем, что фигура-заместитель главного персонажа – девочки, не должен отличаться от размера медвежонка и т.д.
По мере прочтения сказки, ребёнок раскладывает заместители в нужном порядке. Главное, научить детей видеть в каждом предмете- заместителе тот или иной персонаж, не бояться высказывать свое мнение. В некоторых случаях можно сочетать оба вида моделирования: двигательный и серийный ряд.
При проведении такого вида работы особенно важно, чтобы учащиеся понимали принцип замещения. Переходя от эпизода к эпизоду в зависимости от расположения заместителей, дети пересказывают полностью сказку. Постепенно заместители убираются.
Можно разыграть и рассказать и другие сказки, например, «Три поросенка», «Теремок», «Заячья избушка» и т.п. Как показывает практика, рассказывание по моделям-заместителям развивает у детей логику, расширяет их словарь, развивает связную речь. Так постепенно закладываются и элементы самоконтроля. Языковой материал сказок можно использовать практически на любом уроке по развитию речи в зависимости от его целей и задач: это и воспитание интереса к художественному слову, и развитие связной речи, и обучение диалогической речи, и обогащение словаря детей через использование различных методов и приемов работы со сказкой.
Таким образом, наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью; использование символов, заместителей облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.
Литература
-
Алексеева Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
-
Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2006.
-
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с. 2.