Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Использование приемов альтернативной и дополнительной коммуникации на уроках речевой практики при работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Матвеева Светлана Константиновна,
 учитель начальных классов высшей категории
МОКУ С(К)О-И № 34 г. Якутска
 
Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что с каждым годом растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Это такие нарушения развития, как расстройства аутистического спектра, органические поражения речевых зон коры головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально–волевой сферы и комплексные нарушения в целом. Без специальных воздействий коррекционного плана речь не становится у них инструментом мыслительной деятельности, в ней слабо отражается собственный эмоциональный, бытовой, игровой и познавательный опыт ребенка, представления слабо актуализируются по слову. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специально организованного коррекционного обучения.
Основными задачами каждого педагога являются создание речевой среды, пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, усвоение учащимися средств общения, обучение детей рассказыванию, способности участвовать в коллективной деятельности и т.д.
Основываясь на своем опыте работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, могу сказать, что большая часть детей класса имеют ярко выраженные речевые нарушения, а у некоторых обучающихся на начальном этапе обучения отсутствует мотивация к речевой деятельности вообще. Высказывания таких детей часто сопровождаются жестами и мимикой.
Отсутствие у части учащихся активной речи не позволяет строить занятия по речевой практике на основе обычного объяснения материала, составления или пересказывания текста, развернутых ответов на вопросы и т.д. В этом случае появилась при обучении данной категории детей необходимость обратиться к альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации.
Основной целью педагога на начальном этапе обучения детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребята смогли бы вступать во взаимодействие с учителем; понимать, что от них требуется, что необходимо сделать на уроке. Здесь важной задачей у учителя является вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
На каждом уроке стараюсь создать на уроках ситуацию успеха, чтобы учащиеся без страха и волнений мог участвовать на уроке, общаться друг с другом. В своей работе использую методы, приемы и средства, проверенные на практике. При проведении урока стараюсь использовать все варианты «чтения».
Сегодня я остановлюсь на использовании такой современной методики, как метод наглядного моделирования на уроке развития речи «Речевая практика» по ознакомлению с русской народной сказкой «Три медведя». Перед собой ставлю следующие цели и задачи, такие как формирование у обучающихся умение слушать учителя и друг друга формирование навыков задавать вопросы. А также работа по обогащению активного словарного запаса учащихся за счет звукоподражаний; изучения имен существительных, местоимений и служебных частей речи; побуждение к использованию у обучающихся усвоенных слов в самостоятельной речи; развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха.
Вначале изучения темы предлагаю учащимся рассмотреть сюжетную картинку по русской народной сказке «Три медведя», затем послушать ее. Рассказывая сказку, одновременно выставляю фигурки соответствующих персонажей сказки. Затем предлагаю учащимся выложить сказку по моей словесной инструкции.  По ходу обсуждаем внешний вид героев сказки, их речь, их поступки. Далее предлагаю поиграть, используя набор-комплект карточек по данной сказке.
 
                                                                                                                          
 На следующем уроке закрепления мы играем в ту же сказку, но уже с помощью геометрических фигур – заместителей. Заранее детям даю установку: вместе выясняем, какого цвета должна быть фигуры- заместители персонажей: медведи коричневые, но отличаются по размеру, выясняем почему. Также определяем, что фигура-заместитель главного персонажа – девочки, не должен отличаться от размера медвежонка и т.д.
По мере прочтения сказки, ребёнок раскладывает заместители в нужном порядке. Главное, научить детей видеть в каждом предмете- заместителе тот или иной персонаж, не бояться высказывать свое мнение. В некоторых случаях можно сочетать оба вида моделирования: двигательный и серийный ряд.
При проведении такого вида работы особенно важно, чтобы учащиеся понимали принцип замещения. Переходя от эпизода к эпизоду в зависимости от расположения заместителей, дети пересказывают полностью сказку. Постепенно заместители убираются.
Можно разыграть и рассказать и другие сказки, например, «Три поросенка», «Теремок», «Заячья избушка» и т.п.  Как показывает практика, рассказывание по моделям-заместителям развивает у детей логику, расширяет их словарь, развивает связную речь. Так постепенно закладываются   и элементы самоконтроля. Языковой материал сказок можно использовать практически на любом уроке по развитию речи в зависимости от его целей и задач: это и воспитание интереса к художественному слову, и развитие связной речи, и обучение диалогической речи, и обогащение словаря детей через использование различных методов и приемов работы со сказкой.
Таким образом, наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью; использование символов, заместителей облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.
Литература
  1. Алексеева Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
  2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2006.
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с. 2.                 
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru