Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Статья «Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения орфографии»

Учитель начальных классов
                                                                        МОБУ СОШ №26 г. Якутска,
                                                                        Пен Татьяна Николаевна
 
Аннотация:
В данной статье описывается тесная связь между развитием мышления младшего школьника и орфографической зоркостью. Отмечается, что на уроках русского языка, при изучении раздела орфографии учитель может создать необходимые условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие ребенка. Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости и логического мышления.
Ключевые слова:
Грамотность; задача; мышление; орфограмма; орфография; орфографическая зоркость; развитие; русский язык.
Мышление, как известно, является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях»
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Что касается мышления младшего школьника, то оно тесно связанное с чувственным познанием мира. Одним из важных направлений в решении задачи развития мышления детей выступает создание в начальных классах школы условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы. Однако такие условия обеспечиваются в современном начальном обучении пока не в полной мере. Особенность рассматриваемых вопросов заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Уроки русского языка в силу своей специфики предоставляют большие возможности для учителя в плане развития мышления детей. Развивать логическое мышление учащихся можно при изучении практически любого раздела языка. Раздел орфографии в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи. И методики правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков.
 
Я в школе работаю уже 39-й год. И в своей работе по формированию орфографической зоркости выделяю несколько этапов.
Первый этап. Обучение постановке ударения. 
Второй этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением (страна - страны), (косы - коса, осы - оса). Определение ударного звука как сильной позиции и безударного - «опасного места» в слове. Безударный произносится слабее, тише ударного, слышится неясно. При чтении и письме этих слов сравниванием написание и произношение этих слов, а затем рассказываю детям сказку о безударных гласных.
Третий этап. Отработка навыка правописания безударной гласной.
Четвертый этап. Отработка умения проверять безударную. Упражнения типа: г(о/а) ра, с(о/а) ва, гр(о/а)за, тр(о/а)па, с(о/а)сна и др.
Эти упражнения даются на доске для I уровня, перфопапки для II и III уровня.
I уровень - учащиеся работают с учителем, обосновывают свой выбор;
II - III уровни - самостоятельно.
Пятый этап. Восприятие орфограммы на слух. Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.
 
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений:
1. Письмо с проговариванием. Эту работу необходимо вести с первых уроков письма. 
2. Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа проводится с 1 класса.
3. Диктант или списывание с обоснованием. Диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму. Например: лес-лесок, цвет-цветок, рог-рожок, мед-медок.
4. Диктант (конечно, не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
5. Диктант «Найди слово». Диктую несколько предложений (2-3) и даю задание: найти и подчеркнуть слова с безударной гласной, которые можно проверить.
6. Объяснительные и предупредительные диктанты.
 
Условия оптимального формирования интереса к родному языку и развития орфографической зоркости:
  • работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в период обучения грамоте на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;
  • ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;
  • орфографические правила вводить с выполнением соответствующих упражнений, а также с использованием алгоритма рассуждения;
  • прививать интерес к чтению;
  • интегрировать уроки обучения грамоте и письма;
  • развивать словарный запас учащихся.
       М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
  • увидеть орфограмму в слове;
  • определить еѐ вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
  • определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
  • решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  • написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку .
 Так, каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.
 Как пишет М.Р. Львов, «отсутствие орфографической зоркости или еѐ слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах, там, где учитель работает над формированием орфографической зоркости, 70-90%».
 Итак, работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости и логического мышления. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению.
 
Список литературы:
1. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 2008. №8.
2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1997.
3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
 4. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. – М.: Просвещение. 1990.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Высш.шк. 1991.
6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / ред. В.В. Давыдова – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 780 с.
7. Энциклопедический словарь / ред. Введенского Б. А. – М.: Советская энциклопедия, 2001.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru