Учитель начальных классов
МОБУ СОШ №26 г. Якутска,
Пен Татьяна Николаевна
Аннотация:
В данной статье описывается тесная связь между развитием мышления младшего школьника и орфографической зоркостью. Отмечается, что на уроках русского языка, при изучении раздела орфографии учитель может создать необходимые условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие ребенка. Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости и логического мышления.
Ключевые слова:
Грамотность; задача; мышление; орфограмма; орфография; орфографическая зоркость; развитие; русский язык.
Мышление, как известно, является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях»
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Что касается мышления младшего школьника, то оно тесно связанное с чувственным познанием мира. Одним из важных направлений в решении задачи развития мышления детей выступает создание в начальных классах школы условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы. Однако такие условия обеспечиваются в современном начальном обучении пока не в полной мере. Особенность рассматриваемых вопросов заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Уроки русского языка в силу своей специфики предоставляют большие возможности для учителя в плане развития мышления детей. Развивать логическое мышление учащихся можно при изучении практически любого раздела языка. Раздел орфографии в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи. И методики правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков.
Я в школе работаю уже 39-й год. И в своей работе по формированию орфографической зоркости выделяю несколько этапов.
Первый этап. Обучение постановке ударения.
Второй этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением (страна - страны), (косы - коса, осы - оса). Определение ударного звука как сильной позиции и безударного - «опасного места» в слове. Безударный произносится слабее, тише ударного, слышится неясно. При чтении и письме этих слов сравниванием написание и произношение этих слов, а затем рассказываю детям сказку о безударных гласных.
Третий этап. Отработка навыка правописания безударной гласной.
Четвертый этап. Отработка умения проверять безударную. Упражнения типа: г(о/а) ра, с(о/а) ва, гр(о/а)за, тр(о/а)па, с(о/а)сна и др.
Эти упражнения даются на доске для I уровня, перфопапки для II и III уровня.
I уровень - учащиеся работают с учителем, обосновывают свой выбор;
II - III уровни - самостоятельно.
Пятый этап. Восприятие орфограммы на слух. Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений:
1. Письмо с проговариванием. Эту работу необходимо вести с первых уроков письма.
2. Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа проводится с 1 класса.
3. Диктант или списывание с обоснованием. Диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму. Например: лес-лесок, цвет-цветок, рог-рожок, мед-медок.
4. Диктант (конечно, не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
5. Диктант «Найди слово». Диктую несколько предложений (2-3) и даю задание: найти и подчеркнуть слова с безударной гласной, которые можно проверить.
6. Объяснительные и предупредительные диктанты.
Условия оптимального формирования интереса к родному языку и развития орфографической зоркости:
-
работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в период обучения грамоте на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;
-
ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;
-
орфографические правила вводить с выполнением соответствующих упражнений, а также с использованием алгоритма рассуждения;
-
прививать интерес к чтению;
-
интегрировать уроки обучения грамоте и письма;
-
развивать словарный запас учащихся.
М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
-
увидеть орфограмму в слове;
-
определить еѐ вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
-
определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
-
определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
-
решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
-
написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку .
Так, каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.
Как пишет М.Р. Львов, «отсутствие орфографической зоркости или еѐ слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах, там, где учитель работает над формированием орфографической зоркости, 70-90%».
Итак, работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости и логического мышления. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению.
Список литературы:
1. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 2008. №8.
2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1997.
3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
4. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. – М.: Просвещение. 1990.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Высш.шк. 1991.
6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / ред. В.В. Давыдова – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 780 с.
7. Энциклопедический словарь / ред. Введенского Б. А. – М.: Советская энциклопедия, 2001.