Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Проект «Ранняя профориентация детей младшего школьного возраста» (обобщение опыта работы)

Васильева Галина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Харыялахская СОШ им.Х.А.Христофорова»,
Оленёкский ЭНР
Обоснование проекта
Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования.
Актуальность данного проекта заключается в том, что подготовка школьников к осознанному выбору своей профессиональной деятельности является важнейшей задачей школьного обучения и воспитания.
Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
С приходом ребёнка в школу расширяется возможность познания мира профессиональной деятельности и формирования ценностного отношения к труду.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть.
Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи.
Основной задачей учителя начальных классов, осуществляющего профориентационную работу, является использование всех возможностей воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребёнка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности.
Система профориентационной работы в начальной школе можно представить в следующей форме:
1. Профориентационная работа в рамках урочной деятельности.
2. Профориентационная работа в рамках внеурочной проектно-исследовательской деятельности.
3. Профориентационная работа в рамках воспитательной работы.
ФГОС предполагает использование современных образовательных технологий:
1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Современные игровые технологии. Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
4. Технология проблемного обучения: использование проблемных ситуаций позволяет ненавязчиво вовлекать дошкольников в трудовую деятельность при знакомстве с профессиональной деятельностью взрослых.
5. Информационно-коммуникационные технологии. Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
• мультимедийные презентации;
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят школьников).
Мультимедийные презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
Цель проекта:  формирование у младших школьников знаний о мире профессий, роли их в жизни человека, развитие интереса к профессиям, посредством включения их в практическую деятельность и самоопределение этой деятельности.
Задачи:
- расширить кругозор обучающихся о мире профессий, о роли той или иной профессии в жизни человека;
- рассмотреть  сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения обучающихся;
- развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу;
- систематизировать  основные методы и формы формирования профессиональной направленности;
- обобщить накопленный опыт.
Место реализации: МБОУ «Харыялахская средняя общеобразовательная школа им.Х.А.Христофорова».
Целевая группа: обучающиеся 1-4 классов.
Срок реализации: 4 года.
Партнёры проекта: педагоги, родители, библиотекари, представители предприятий села, района.
Методы:
- информационно-справочные и просветительские методы:
• профессиограммы (краткие описания профессий);
• компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;
• встречи школьников с представителями разных профессий;
• просмотр мультипликационных фильмов о профессиях;
• экскурсии на предприятия села, района.
- методы профессионального воспитания:
• методы формирования у школьников необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, игры, показ наглядных пособий, самостоятельное чтение и др.);
• методы организации познавательной и практической деятельности школьников  посредством профессиональных мини-проб (поручения, задания, упражнения, создание специальных ситуаций);
Средства контроля: рисунок, сочинение, опросник.
Этапы проекта, их содержание и планируемые результаты.
I. Подготовительный этап.
1 класс (август – сентябрь).
Цель: сбор, анализ, структурирование информации и моделирование системы профориентационной работы в начальной школе.
Содержание:
1. Написание воспитательной системы с учётом профориентационной работы.
2. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
3. Составление программ внеурочной деятельности, включающих работу по профориентации.
4. Определение методов и форм подачи профориентационного материала (беседа, классный час, деловая игра, экскурсия на производство и др.).
Прогнозируемый результат:
- создание комфортной обстановки для реализации данного проекта;
- утверждение воспитательной системы класса, рабочих учебных программ и программ внеурочной деятельности;
II. Основной этап.
1-4 класс.
Цель: организация профориентационной работы в рамках образовательной деятельности.
Содержание:
1. Создание условий для обучающихся для ознакомления с миром профессий и важности каждой профессии в жизни человека.
2. Реализация воспитательной системы в соответствии с планом воспитательной работы.
3. Реализация учебных программ (предметов начальных классов) с включением профориентационного материала.
4. Реализация программ внеурочной деятельности, направленных на формирование у школьников интересов к профессиональной деятельности.
5. Выполнение проектов урочной и внеурочной деятельности, связанные с изучением и самоопределением профессиональной деятельности.
6. Внедрение новых форм профориентационной работы.
7. Формирование профориентационной среды и социального партнерства.
Прогнозируемый результат:
- первичное приобретение младшими школьниками теоретических знаний о мире профессий;
-ценностное отношение к труду и творчеству, к важности всех профессий в жизни человека;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- первичное самоопределение ученика;
- социально-личностное развитие обучающихся, раскрытие и развитие индивидуальных особенностей обучающихся, развитие познавательного интереса, творческих способностей и личной ответственности обучающихся;
- эффективное взаимодействие с организациями дополнительного образования;
- отбор эффективных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
III. Заключительный этап
4 класс (май-июнь).
Цель: анализ  эффективности проведенной работы  по  формированию у младших школьников знаний о мире профессий, роли их в жизни человека, развития интереса к профессиям, посредством включения их в практическую деятельность и самоопределение этой деятельности.
Содержание:
1. Итоговая диагностика (опросник) показателей личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
2. Анализ, оценка эффективности созданной информационно-образовательной профориентационной среды и системы деятельности.
3. Обобщение опыта.
Прогнозируемый результат:
- описание  системы профориентационной работы в начальной школе;
- освещение материалов деятельности с целью распространения опыта.  
Проект долгосрочный, который объединяет в себе четыре модуля, каждый из которых рассчитан на один год. В 1 классе реализуется проект «Кем работают родители», во 2 классе – проект «Знакомство с профессиями родного села», для учащихся 3 класса – проект «Знакомство с профессиями Оленёкского района», для учащихся 4 класса – проект «Современные профессии республики».
 
Профориентационная работа с родителями обучающихся начальных классов.
Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому я даю советы родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель помогает разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.
Перспективы работы по данной теме позволят:
– содействовать развитию у школьников отношение к себе,  как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; 
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессии.
Ожидаемый результат.
Проект позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.Педагогический коллектив осуществит изучение научно-теоретических основ и практического опыта профориентационной работы с младшими школьниками, возможности урочной и внеурочной деятельности, позволят целенаправленно и последовательно заниматься вопросами профессиональной ориентации в младшем школьном возрасте.Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru