Васильева Галина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Харыялахская СОШ им.Х.А.Христофорова»,
Оленёкский ЭНР
Обоснование проекта
Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования.
Актуальность данного проекта заключается в том, что подготовка школьников к осознанному выбору своей профессиональной деятельности является важнейшей задачей школьного обучения и воспитания.
Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
С приходом ребёнка в школу расширяется возможность познания мира профессиональной деятельности и формирования ценностного отношения к труду.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть.
Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи.
Основной задачей учителя начальных классов, осуществляющего профориентационную работу, является использование всех возможностей воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребёнка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности.
Система профориентационной работы в начальной школе можно представить в следующей форме:
1. Профориентационная работа в рамках урочной деятельности.
2. Профориентационная работа в рамках внеурочной проектно-исследовательской деятельности.
3. Профориентационная работа в рамках воспитательной работы.
ФГОС предполагает использование современных образовательных технологий:
1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Современные игровые технологии. Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
4. Технология проблемного обучения: использование проблемных ситуаций позволяет ненавязчиво вовлекать дошкольников в трудовую деятельность при знакомстве с профессиональной деятельностью взрослых.
5. Информационно-коммуникационные технологии. Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
• мультимедийные презентации;
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят школьников).
Мультимедийные презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
Цель проекта: формирование у младших школьников знаний о мире профессий, роли их в жизни человека, развитие интереса к профессиям, посредством включения их в практическую деятельность и самоопределение этой деятельности.
Задачи:
- расширить кругозор обучающихся о мире профессий, о роли той или иной профессии в жизни человека;
- рассмотреть сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения обучающихся;
- развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу;
- систематизировать основные методы и формы формирования профессиональной направленности;
- обобщить накопленный опыт.
Место реализации: МБОУ «Харыялахская средняя общеобразовательная школа им.Х.А.Христофорова».
Целевая группа: обучающиеся 1-4 классов.
Срок реализации: 4 года.
Партнёры проекта: педагоги, родители, библиотекари, представители предприятий села, района.
Методы:
- информационно-справочные и просветительские методы:
• профессиограммы (краткие описания профессий);
• компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;
• встречи школьников с представителями разных профессий;
• просмотр мультипликационных фильмов о профессиях;
• экскурсии на предприятия села, района.
- методы профессионального воспитания:
• методы формирования у школьников необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, игры, показ наглядных пособий, самостоятельное чтение и др.);
• методы организации познавательной и практической деятельности школьников посредством профессиональных мини-проб (поручения, задания, упражнения, создание специальных ситуаций);
Средства контроля: рисунок, сочинение, опросник.
Этапы проекта, их содержание и планируемые результаты.
I. Подготовительный этап.
1 класс (август – сентябрь).
Цель: сбор, анализ, структурирование информации и моделирование системы профориентационной работы в начальной школе.
Содержание:
1. Написание воспитательной системы с учётом профориентационной работы.
2. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
3. Составление программ внеурочной деятельности, включающих работу по профориентации.
4. Определение методов и форм подачи профориентационного материала (беседа, классный час, деловая игра, экскурсия на производство и др.).
Прогнозируемый результат:
- создание комфортной обстановки для реализации данного проекта;
- утверждение воспитательной системы класса, рабочих учебных программ и программ внеурочной деятельности;
II. Основной этап.
1-4 класс.
Цель: организация профориентационной работы в рамках образовательной деятельности.
Содержание:
1. Создание условий для обучающихся для ознакомления с миром профессий и важности каждой профессии в жизни человека.
2. Реализация воспитательной системы в соответствии с планом воспитательной работы.
3. Реализация учебных программ (предметов начальных классов) с включением профориентационного материала.
4. Реализация программ внеурочной деятельности, направленных на формирование у школьников интересов к профессиональной деятельности.
5. Выполнение проектов урочной и внеурочной деятельности, связанные с изучением и самоопределением профессиональной деятельности.
6. Внедрение новых форм профориентационной работы.
7. Формирование профориентационной среды и социального партнерства.
Прогнозируемый результат:
- первичное приобретение младшими школьниками теоретических знаний о мире профессий;
-ценностное отношение к труду и творчеству, к важности всех профессий в жизни человека;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- первичное самоопределение ученика;
- социально-личностное развитие обучающихся, раскрытие и развитие индивидуальных особенностей обучающихся, развитие познавательного интереса, творческих способностей и личной ответственности обучающихся;
- эффективное взаимодействие с организациями дополнительного образования;
- отбор эффективных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
III. Заключительный этап
4 класс (май-июнь).
Цель: анализ эффективности проведенной работы по формированию у младших школьников знаний о мире профессий, роли их в жизни человека, развития интереса к профессиям, посредством включения их в практическую деятельность и самоопределение этой деятельности.
Содержание:
1. Итоговая диагностика (опросник) показателей личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
2. Анализ, оценка эффективности созданной информационно-образовательной профориентационной среды и системы деятельности.
3. Обобщение опыта.
Прогнозируемый результат:
- описание системы профориентационной работы в начальной школе;
- освещение материалов деятельности с целью распространения опыта.
Проект долгосрочный, который объединяет в себе четыре модуля, каждый из которых рассчитан на один год. В 1 классе реализуется проект «Кем работают родители», во 2 классе – проект «Знакомство с профессиями родного села», для учащихся 3 класса – проект «Знакомство с профессиями Оленёкского района», для учащихся 4 класса – проект «Современные профессии республики».
Профориентационная работа с родителями обучающихся начальных классов.
Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому я даю советы родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель помогает разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.
Перспективы работы по данной теме позволят:
– содействовать развитию у школьников отношение к себе, как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессии.
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессии.
Ожидаемый результат.
Проект позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.Педагогический коллектив осуществит изучение научно-теоретических основ и практического опыта профориентационной работы с младшими школьниками, возможности урочной и внеурочной деятельности, позволят целенаправленно и последовательно заниматься вопросами профессиональной ориентации в младшем школьном возрасте.Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.