Имя |
Дария Дмитриевна Сидорова Якутск Россия МАДОУ №18 «Прометейчик» им. Т. С. Комаровой городского округа г. Якутск. |
Отчество |
|
Фамилия |
|
Город |
|
Страна |
|
Образовательная организация |
|
Название авторской методической разработки «Чэчикчээн уонна Эрбэхчэй Бэргэн» (Цветочек и Меткий Бэргэн) |
|
Возраст детей |
Старшая группа |
Специфика категория воспитанников (указывается только при наличии.) |
– |
Образовательный модуль |
Экспериментирование с живой и неживой природой |
Цель: |
Формировать целостное представление о героическом эпосе «Олонхо» народа Саха, через ознакомление слов и словосочетаний из стихотворений Е.П.Чехордуной – Кэчиимэ «Чээн, сибэкки», «Эрбэхчэй Бэргэннэр» («Ах, цветочек», «Меткий Бэргэн»). |
Программное содержание (задачи): |
|
Оборудование и материалы |
Портрет автора стихотворений Е.П.Чехордуной – Кэчиимэ. В центре искусства: листы формата А4; простые, цветные карандаши; гуашь; кисточки; баночка – непроливайка; изображения цветов: Сардаана (Лилия), Чуораанчык (Колокольчик), Хонуу сибэккитэ (полевые цветы). В центре литературы: таз с водой для эксперимента «Как правильно умываться водой?». Муляж травы из цветной бумаги для восприятия через ощупь рук, пальцев содержание словосочетания «Ньаассын от» (мягкая, длинная трава). Портрет автора стихотворений Е.П.Чехордуной – Кэчиимэ, цветные картинки с отгадками загадок, книжки «Чээн сибэкки», «Эрбэхчэй Бэргэннэр», цветная бумага, ножницы. В центре сюжетно-ролевых игр: шапочки – петушки; муляжи коры березы из ватмана в виде пенька для подвижной игры «Кылыйыы» (прыжок на одной ноге). Подиум – пьедестал из ЛЕГО, медали «Эрбэхчэй Бэргэн» для победителей национальных видов игр Олонхо. В центре строительства: кирпичики ЛЕГО для творческих занятий, набор “Leg 9385 «Декорации LEGO». |
Предварительная работа (указывается при необходимости) |
В образовательной деятельности используется технология педагогики олонхо «Сэдип». Эффективным средством нравственного воспитания детей являются этические идеалы, воспетые в фольклоре. В результате воздействия культуры происходит усвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, развитие чувства любви к родному языку, произведениям, природе, Родине. В этом учебном году, педагоги нашей образовательной организации «Прометейчик» начали работу в образовательной системе сообщества педагогов «Арылы Кустук» («Радуга»). Деятельностью данного сообщества руководит кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия) Е.П. Чехордуна. По инициативе педагогов детского сада, разработан план познавательно-творческого проекта «Олонхо для детей». В рамках этого проекта проведен ряд мероприятий, в том числе комплекс образовательной деятельности, соответствующий определенной возрастной категории. Представляем пример содержания методической разработки, проведенных нами в старшей группе «Солнышко» |
Организационная часть |
На утреннем сборе дети распределяются по выбору на определенные Центры Активности, где будут заниматься по своим интересам. Они собираются на утренний круг, садятся на олбохи (якутские коврики). Приветствуют друг –друга словами: «Аламай кун сыламынан» («Доброе утро!») Ньаассын от киэргэлэ (Украшение травы) Чуораанчык сибэкки (Цветочек-Колокольчик) Биьигини, о5олорун (Нас своих друзей) Мичээрдии корустэ» (С улыбкою встречает) Повторяют слова за педагогом и улыбаются друг другу. Воспитатель: Дети, к нам пришли гости. Давайте их встречать! Цветочек: Добрый день, ребята. Меня зовут Цветочек. Я пришла к вам из цветочной поляны земли Олонхо. Меткий Эрбэхчэй: А меня зовут Меткий Эрбэхчэй! Мы к вам пришли не просто так, а с подарком! (и достает из чорооно (национальная якутская чаша) книжки – малышки). Цветочек: как вы думаете, кто написал и придумал такие замечательные с красивыми рисунками книжки для детей? (Ответы детей) Цветочек: тогда я вам сейчас расскажу про автора этих книжек (показ портрета Е.П. Чехордуной). Эти стихотворения в книжках сочинила для вас прекрасная поэтесса Е.П.Чехордуна – Кэчиимэ. С ними мы сегодня познакомимся. Меткий Эрбэхчэй: Кто сегодня со мной пойдет поиграть в сюжетно-ролевые и подвижные игры? Мы там будем играть в национальные виды игр Олонхо, соберемся в тюсюлге и поиграем в борцов. А победителей ждет пьедестал победы и медали. Цветочек: А кто со мной пойдет в цветочную поляну любоваться цветами. Там мы будем рисовать, увидим, как краска меняет облик цветов. Цветочек: В центре литературы отгадаем загадки, поиграем в игру слов, будем экспериментировать, играть с водой. Хотите походить по утренней траве с росой, познакомимся с новыми словами, которых вы никогда не слышали, но знаете. Воспитатель: В центре строительства из ЛЕГО сконструируем цветы и деревья нашей Родины и покажем нашим гостям. |
Основная часть (описание хода работы) |
Центр Искусства. Воспитатель: Дети, вы любите цветы? Какие цветы знаете? (ответы детей). Цветочек просит нас о помощи. Давайте, послушаем, что она говорит. Цветочек: Я очень скучаю по своим подругам, которые остались на поляне. Поэтому я бы попросила, вас нарисовать моих подруг-цветов, чтобы я могла любоваться ими. Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Цветочку? Но для этого сначала давайте послушаем стихи. Только тогда мы узнаем, как зовут подруг нашей гостьи (дети читают стихотворение «Сардаана», «Чуораанчык»). Теперь начнем рисовать (рисуют полевые цветы). Физкультурная минутка: Кып-кыьыл сардаана – (Ало-красная лилия) Кэрэчээн сибэкки (Прекрасный цветочек) Сардаанчык кыысчаанныын (На милую Сардану ) Дьуорэлии эбиттэр (Красотой своей похожа)
Цветочек: Спасибо, милые мои, я вам благодарна за ваш рисунок –подарок. Я повешу их на стене и буду любоваться ими. Центр Литературы. Цветочек: Ребята, соберемся теперь на нашей поляне цветов земли Олонхо (дети садятся на олбохи (коврики). Хотите отгадать загадки? Давайте начнем. - Первая заглядывает рано весной, но рано увядает не дождавшись других? Что это? (подснежники); - Ждут-ждут, но когда приходит, все прячутся (дождь); - Горит, горит, да не выгорает (солнце); - Свежей капелькой росы умываются они (цветы). Воспитатель показывает на картинке отгадки загадок. Воспитатель: Сайаана нам прочитает стихотворение Е.П. Чехордуной – Кэчиимэ «На поляне». (ребенок читает стих) Воспитатель: Какое незнакомое вам слово прочитала Сайаана? (ответы детей) Цветочек: Правильно, это словосочетание кылбаарыччы сууммуттар, что означает понятие «мыться чисто». Я вам сейчас покажу, как надо умывать утром лицо (девочка на тазике с водой умывает лицо и показывает детям. Все повторяют новое слово и подражают ведущему). Воспитатель: Вы видели когда-нибудь цветок колокольчик? Улыбался ли он вам? Где растет. Как вы думаете? (ответы детей). Теперь стихотворение «Колокольчик» вслух нам прочитает Лилия. Какое новое слово вы услышали? (ответы детей). Цветочек: Да, молодцы, это понятие ньаассын от, что в переводе означает длинная кроткая трава. Теперь, я вам ее покажу (показывает и дает потрогать листы бумаги, выкроенное ножницами в виде длинной кроткой травы. Дети повторяют слова). Цветочек: Всех зову на пальчиковую зарядку. Эй, смелей повторяйте за мной! Цветочки на поляне (вместе держат ладошки и отводят вверх) Красивые узоры, (двигая пальцами отводят руки в стороны) Словно чистою росой (делают движения как будто набирают в ладошки воду) Умываются порой (делают вид, что умывают лицо). Воспитатель: Спасибо Цветочек! Ты очень помогла нам. Теперь дети знают, как надо чисто умывать свое лицо. Мы об этом расскажем еще и нашим родителям. Да, дети? (ответы детей) Девочкам хочу пожелать быть такими же красивыми, нежными, добрыми, как Цветочек из поляны Олонхо. Центр сюжетно-ролевых игр. Меткий Эрбэхчэй: Мальчиков быстроногих, сильных и озорных зову я на тюсюлгэ (площадь) Олонхо. Первым делом мы с вами поиграем в игру «Атах тэпсиитэ» (наступаем на ноги ощупью не глядя). Это национальная игра, которую играли наши дедушки и бабушки в детстве. Меткий Эрбэхчэй: Айсен прочитает вам стихи «Озорные петушки». Догадались, во что мы будем играть? Правильно, вторая игра на разогрев тела, называется она «Петушки» (на середину круга выходят 2 ребенка, встают в упор, держат руки крестом и прыгая на одной ноге толкают друг друга). Меткий Эрбэхчэй: Молодцы какие, хвалю вас всех! Теперь начинаются соревнования по национальным видам спорта ыстанга «Куобах», «Кылыйыы» (прыжки на обеих и на одной ноге). Меткий Эрбэхчэй: Мой друг Эрсан познакомит вас с замечательным стихотворением «Кылыы» (прыжки на одной ноге), которую тоже написала Е.П. Чехордуна – Кэчиимэ. И так начинается соревнование «Кылыйыы» - прыжки на одной ноге (дети прыгают на заранее подготовленные метки в виде коры березы, сделанной из ватмана). Победители встают на пьедестал и награждаются медалями. Меткий Эрбэхчэй: Теперь зову желающих на соревнования «Куобах». Но сначала послушаем Александра, который нам расскажет про этот вид спорта Земли Олонхо (мальчик читает стихи «Дуолан» («Мальчик Дуолан») и демонстрирует как надо прыгать на обеих ножках. Дети выходят по очереди и прыгают на метки в виде коры березы. Меткий Эрбэхчэй: Какие же наши мальчики сильные, ловкие и быстрые! Настоящие спортсмены! (Победители награждаются медалями). Воспитатель: Поздравляем наших мальчиков-защитников. Желаем вам быть такими же сильными, умными, умелыми, как якутский богатырь из героического эпоса олонхо «Дьулуруйар Ньуругун Боотур» (Ньургун Боотур стремительный) и дружить с его младшим братом Эрбэхчэй Бэргэн (Меткий Эрбэхчэй). Центр Строительства. Меткий Бэргэн: Кто хочет со мной в центр Строительства? Там мы будем мастерить, строить из ЛЕГО стадион для спортсменов – прыгунов. Воспитатель: Наши мальчики с удовольствием пойдут с тобой поиграть в строителя. Ребята, что бы вы хотели смастерить на стадионе? (ответы детей). Дети из ЛЕГО конструируют площадку для соревнований по национальным видам спорта «куобах», «кылыйыы», «мас тардыьыыта» («прыжок на обеих ногах с размахом», прыжок на одной ноге с размахом», «мас-рестлинг»). Площадка огорожена деревьями. Вокруг стадиона скамейки для болельщиков. Посередине сидят мальчики – спортсмены, которые перетягивают палку. Также, прыгают, играют в национальные виды игр. Цветочек: Девочки, интересно, а что мы будем делать в центре строительства? (ответы девочек). Воспитатель: Действительно, можно же из ЛЕГО сделать красивую поляну с деревьями, украшенную цветами, травками. Девочки конструируют из ЛЕГО поляну. Посередине дерево, вокруг цветы. Делают девочек-героев из стихотворений Е.П. Чехордуной-Кэчиимэ «Сардана» и «Подснежник». Цветочек: Ну, кто расскажет про свою работу? Дети защищают свой проект. Рассказывают про предмет конструирования, описывают героев из стихотворений. При этом воспитатель особое внимание уделяет тем новым словам, заимствованным из Олонхо, встречающееся в стихотворениях Е.П. Чехордуной-Кэчиимэ, т.е. слова, которых дети узнали впервые.
|
Заключительная часть |
Цветочек: Я очень рада побывать у вас в гостях. Я подружилась сегодня со всеми девочками из вашей группы. Они так похожи на моих сестриц-подружек. Любят рисовать, знают очень много стихотворений. Меткий Эрбэхчэй: Я тоже нашел здесь своих друзей. Мальчики знают и любят играть в мои игры из героического эпоса Олонхо. В следующий раз мы поиграем в другие разные игры. Воспитатель: Сейчас Цветочек и Бэргэн проведут игру «Чорогор кулгаахтар уонна устар ууну сомо5олуур уостар» («Внимательные уши и Общительный Рот»). Воспитатель: Дети, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось? А может что-то не поняли и хотите еще раз поиграть? Какая игра вам больше всего понравилась? Почему? Вот об этом мы и поговорим сейчас, но не все вместе и сразу. Правила игры таковы: сначала девочки станут ушами, а мальчики ртами. Значит, девочки слушают то, что расскажет им рот о сегодняшнем занятии в Центрах Активности. А потом наоборот мальчики станут ушами, а девочки ртами. То есть, мальчики слушают то, что расскажут девочки (дети разбиваются на пары). Поблагодарим наших дорогих гостей за их дружелюбие, помощь и пожелаем им всего хорошего. До следующих встреч Цветочек и Меткий Эрбэхтэй!
|
Методические рекомендации автора: (четкие и краткие инструкции или советы автора тем, кто будет реализовывать данную методическую разработку) |
Данная методическая разработка предназначена для педагогов и воспитателей старшего дошкольного возраста. 1. Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии с педагогом. В данном случае, это выбор детьми видов деятельности в Центрах Активности. 2. Использование наглядных пособий (картины, иллюстрации, атрибуты для игр) очень важно для восприятия зрительных навыков. Также учитываются словесные приемы – речь воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, пояснения, сюжетно-ролевые игры. Куклу – персонажа из произведения, которую изучают, дети воспринимают как настоящего. 3. Форма проведения образовательной деятельности интегрированная. Использование интегрированного подхода развивает потенциал воспитанников, побуждает их к активному познанию окружающей среды, развитию логики, мышления, речи, памяти, коммуникативных способностей. |
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!