Сидорова Дария Дмитриевна,
Сыромятникова Айталина Айаловна
воспитатели старшей группы «Солнышко»
МБДОУ «Детский сад №42 «Мамонтенок»
ГО «город Якутск»
Республика Саха (Якутия)
Приоритетным направлением стратегии модернизации образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, таким образом, основой и целью образования является развитие личности и сама личность.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации в условиях индивидуализации. При этом оценка качества дошкольного образования не должна сводиться к результатам, которые демонстрирует ребенок, «оно обязательно связано с ежедневной радостью ребенка».
Для этого необходимо формирование базовых основ социально-личностного развития дошкольников, принятие и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его творческих способностей, забота о его психическом здоровье и эмоциональном благополучии, воспитание гражданских качеств и приобщение как национальной, так и мировой культуре.
Культура личности представляет собой индивидуальную форму выражения результатов культурного воздействия общества на личность и результатов восприятия личностью культурных ценностей, меру активного индивидуального освоения человеческих и национальных культурных богатств, меру индивидуальной культурной деятельности. Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе – одна из актуальнейших задач современного дошкольного образования. Решение данной задачи предполагает исследование ведущей роли социальных факторов в развитии индивида и процессов социализации и индивидуализации растущего человека на разных этапах становления его как личности.
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация ребенка зависит от эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствуя раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению в школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.
Содержательная модель, разрабатываемая по стандарту дошкольного образования, должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации детей, с учетом специфики национальной, социокультурной среды, в которых осуществляется образовательная деятельность. При проектировании данной модели в системе дошкольного образования РС(Я) существенное влияние оказывают региональные особенности республики:
– географические, природно-климатические условия северо-востока Сибири с резко континентальным климатом, территорией вечной мерзлоты, оказывающие влияние на становление личности, формирование психики, мировосприятия, ценностного отношения человека и т.д.
– социокультурные и демографические условия, которые представлены менталитетом народа, ценностями, социальными нормами и правилами поведения и отношений, ростом миграции населения за пределы республики и внутри ее и т.д.
В рамках инновационной деятельности ДОО РС (Я) сложились предпосылки для успешной практической реализации модели открытого образовательного пространства, в котором возможен мотивирующий, развивающий, деятельностный способ взаимодействия взрослого и ребенка. В этом пространстве образовательный процесс не жестко заданный, а свободный и непредсказуемый с учетом естественного развития ребенка.
Совместная работа в детско-взрослых сообществах – это школа сотрудничества, общения и творчества. Суть данной деятельности заключается в обеспечении эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительном отношении к нему, поддержка детской инициативы и индивидуальности через предоставление свободного выбора детской деятельности и участников совместной деятельности, создании благоприятной атмосферы для развития позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Также, во взаимодействии с родителями по вопросам воспитания и образования, вовлечении их во все формы педагогического взаимодействия и выявлении потребности, поддержки образовательной инициативы семей.
Для этого в образовательном пространстве нашего детского сада «Мамонтенок» работает такая образовательная модель. Непосредственно, вариативная часть – это совместная и самостоятельная деятельность в детско-взрослых сообществах. Для этого создан комплекс различных взаимосвязанных развивающих сред: центров, сообществ, студий и кружков, мастерских детских видов деятельности. В результате этого открытое образовательное пространство предоставляет возможность для реализации всевозможных комбинаций различных образовательных моделей взаимодействия детско-взрослых сообществ на основе свободного выбора деятельности, доверительного общения, разностороннего интереса, фантазии и сотворчества.
Так, в нашем детском саду имеются детско-взрослые сообщества по разным направлениям, такие как: «Волшебное перо», «Аптаах холбуйачаан» («Волшебная шкатулка»), «Шашечный мир», «Я учу английский», «Красота и грация», «Я - исследователь», «Легкая атлетика», «Чоргуйааннар», и др.
Деятельность Сообщества «Аптаах Холбуйачаан» (в переводе с якутского «Волшебная шкатулка») ведется посредством ознакомления якутских народных сказок. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Наблюдая за судьбами главных героев , переживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов ребенок формирует для себя картину мира, и в зависимости от этого, будет воспринимать различные ситуации правильно и действовать соответствующим образом.
Так как набирается разновозрастная категория детей, совместная и самостоятельная деятельность проводится в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей. При этом образовательный процесс строится с учетом взаимодействия детей разных возрастов и с частой сменой деятельности. Также, использование интеграции всех образовательных областей.
Организация и стиль проведения работы Сообщества не проходят как традиционное занятие. На начальном этапе ознакомления любой якутской народной сказки, как ключ вхождения в мир сказок является игра на хомусе.
Желательна использование интеграции всех образовательных областей. Пример ознакомления сказки «Старушка Таал-Таал».
Развитие речи. Происходит обогащение словарного запаса детей: развитие связной речи, грамматически правильной диалогической речи. Рассказ, чтение, показ сказок в любой форме. Используются ранее подобранные рисунки, картинки, иллюстрации, презентации. После рассказа-показа произведения, ведется словарная работа. Для этого используются опорные картинки, соответствующие содержанию новых неизвестных детям слов (фразеологизмы, архаизмы, фразеологические обороты, названия местностей, имена героев сказок и.т.д.).
Физическое развитие. Используя некоторые виды упражнений происходит развитие равновесия, координации движения. Также делают дыхательную гимнастику, гимнастику лица. Проводится физкультминутка. Содержание Упражнений соответствует смыслу сказки:
- Старушка Таал-Таал катается по льду (имитируют движения конькобежца).
- Вете-ветер, ты могуч! Дует ветер (делают дыхательную гимнастику).
- Лисичка-лисичка, ты сильна? Как смотрит лисица? Какие глаза у нее? (делают гимнастику для лица).
Реализация темы, в данном случае по содержанию произведения, проходит в разных видах детской активности и творчества: ребенок проживает смысл и мораль сказки в рисовании, лепке, конструировании, драматизации и.т.д. Здесь для выбора любого вида деятельности, важно подготовить «зоны развития» по всем вышеуказанным направлениям. Например, центр творчества, уголок настольных игр, чудо-балаган (теремок), где дети могут сами играть по ролям сюжетных сказок, столик волшебных пазлов и.т.д.
Познавательное развитие. Происходит расширение кругозора, развивается воображение, привитие культурных ценностей народа, формирование навыков трудовой деятельности.. В центре логических манипулятивных игр, дети могут решать «сказочные задачки»: Старушка Таал-Таал по дороге к лес встретила 1 лису и 1 белку. А старик встретил 1 лисой и 2 белками больше, чем Старушка Таал-Таал.
Задание:
- сколько лисиц и сколько белок встретил на своем пути Старик?
- сколько всего животных встретила в лесу Старушка Таал-Таал?
- сколько всего животных встретили оба героя?
- всего сколько белок?
- каких животных больше всего по количеству и каких меньше?
- Старушка Таал-Таал набрала на коромысле воду 2 раза. Сколько всего ведер она донесла до дому?
- У нее было 3 коровы. Из них у одной появился теленок. Сколько всего коров стало в хлеву?
Весь процесс деятельности опирается на наглядных материалах (карточки, иллюстрации, рисунки, игрушки, игрушки-заменители, пальчиковые куклы, книги, рисунки детей и.т.д.) Можно придумать любые задания по содержанию сказок, исходя из возрастных, индивидуальных особенностей детей.
Социально-коммуникативное развитие. В процессе работы происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности с другими. Так, конце как закрепление, дети могут сами придумать загадки, пословицы по содержанию сказок. Каждый ребенок может рассказать друг другу, взрослому, продемонстрировать свою работу, презентовать рисунок, макет, лепку, сделанное своими руками. Могут работать как коллективно, так и индивидуально.
Также хочу отметить то, что во время проведения любого вида Сообщества, важно и даже нужно почаще приглашать взрослого гостя в лице родителей, педагогов-специалистов, работников музея, цирка, театра, исходя из поставленных целей, вида деятельности, интересов детей. Т.е. социальную ситуацию развития детей дошкольного возраста следует строить за счет создания открытого образовательного пространства с непосредственным участием взрослого в совместной деятельности, в том числе посредством создания проектов и планов действий с прогнозируемыми результатами для ребенка, педагога, родителей на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы. Деятельность детско-взрослых сообществ способствует формированию успешности и самореализации каждого ребенка, углублению позитивного отношения к миру и принятию других, самостоятельности, автономности, стимулирует потребность к самосовершенствованию.
Таким образом, деятельность в детско-взрослых сообществах позволяет создать условия для развития дошкольников в соответствии с их различиями, склонностями, способностями и интересами, способствующими формированию компетенций, которые обеспечивают им успешность сегодня и будущем.
Список использованной литературы
-
Винокурова Л.В, Т.А. Макарова. Волшебный мир сказок. Автономное учреждение Редакционно- издательского объединения Новая жизнь. Республика Саха (Якутия) Чурапчинский улус, 2012.
-
Макарова Т.А. Педагогические условия развития творческо активности детей дошкольного возраста: монография. М.:Изд.,Спутник +, 2012. – 160 с.
-
Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени. М.: Флинта Наука, 1997. – 158 с.
-
Флейк – Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношение с окружающим миром//К – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 511 с.
-
Шаг за Шагом к ФГОС (опыт программы, ориентированной на ребенка)/автор-сост. С.М. Оберемок. – 2-е изд., доп. – Новосибирск, 2017. - 124 с.
-
Якутские сказки. Литературно-художественное издание. Сост. А.А. Борисова. – НКИ Бичик. Якутск, 2011. – 200 с, ил.