Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Статья «Организация детско-взрослого сообщества «Волшебная шкатулка»

Сидорова Дария Дмитриевна,
Сыромятникова Айталина Айаловна
воспитатели старшей группы «Солнышко»
МБДОУ «Детский сад №42 «Мамонтенок»
 ГО «город Якутск»
Республика Саха (Якутия)
 
Приоритетным направлением стратегии модернизации образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, таким образом, основой и целью образования является развитие личности и сама личность.                                    
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации в условиях индивидуализации. При этом оценка качества дошкольного образования не должна сводиться к результатам, которые демонстрирует ребенок, «оно обязательно связано с ежедневной радостью ребенка».                                                                                                               
Для этого необходимо формирование базовых основ социально-личностного развития дошкольников, принятие и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его творческих способностей, забота о его психическом здоровье и эмоциональном благополучии, воспитание гражданских качеств и приобщение как национальной, так и мировой культуре.                                                                     
Культура личности представляет собой индивидуальную форму выражения результатов культурного воздействия общества на личность и результатов восприятия личностью культурных ценностей, меру активного индивидуального освоения человеческих и национальных культурных богатств, меру индивидуальной культурной деятельности.                                                                                     Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе – одна из актуальнейших задач современного дошкольного образования. Решение данной задачи предполагает исследование ведущей роли социальных факторов в развитии индивида и процессов социализации и индивидуализации растущего человека на разных этапах становления его как личности.                                                        
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация ребенка зависит от эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствуя раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению в школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.
Содержательная модель, разрабатываемая по стандарту дошкольного образования, должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации детей, с учетом специфики национальной, социокультурной среды, в которых осуществляется образовательная деятельность. При проектировании данной модели в системе дошкольного образования РС(Я) существенное влияние оказывают региональные особенности республики: 
– географические, природно-климатические условия северо-востока Сибири с резко континентальным климатом, территорией вечной мерзлоты, оказывающие влияние на становление личности, формирование психики, мировосприятия, ценностного отношения человека и т.д. 
– социокультурные и демографические условия, которые представлены менталитетом народа, ценностями, социальными нормами и правилами поведения и отношений, ростом миграции населения за пределы республики и внутри ее и т.д.           
В рамках инновационной деятельности ДОО РС (Я) сложились предпосылки для успешной практической реализации модели открытого образовательного пространства, в котором возможен мотивирующий, развивающий, деятельностный способ взаимодействия взрослого и ребенка. В этом пространстве образовательный процесс не жестко заданный, а свободный и непредсказуемый с учетом естественного развития ребенка.
Совместная работа в детско-взрослых сообществах – это школа сотрудничества, общения и творчества. Суть данной деятельности заключается в обеспечении эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительном отношении к нему, поддержка детской инициативы и индивидуальности через предоставление свободного выбора детской деятельности и участников совместной деятельности, создании благоприятной атмосферы для развития позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Также, во взаимодействии с родителями по вопросам воспитания и образования, вовлечении их во все формы педагогического взаимодействия и выявлении потребности, поддержки образовательной инициативы семей.   
Для этого в образовательном пространстве нашего детского сада «Мамонтенок» работает такая образовательная модель. Непосредственно, вариативная  часть – это совместная и самостоятельная деятельность в детско-взрослых сообществах. Для этого создан комплекс различных взаимосвязанных развивающих сред: центров, сообществ, студий и кружков, мастерских детских видов деятельности. В результате этого открытое образовательное пространство предоставляет возможность для реализации всевозможных комбинаций различных образовательных моделей взаимодействия детско-взрослых сообществ на основе свободного выбора деятельности, доверительного общения, разностороннего интереса, фантазии и сотворчества.
Так, в нашем детском саду имеются детско-взрослые сообщества по разным направлениям, такие как: «Волшебное перо», «Аптаах холбуйачаан» («Волшебная шкатулка»), «Шашечный мир», «Я учу английский», «Красота и грация», «Я - исследователь», «Легкая атлетика», «Чоргуйааннар», и др.
Деятельность Сообщества «Аптаах Холбуйачаан» (в переводе с якутского «Волшебная шкатулка») ведется посредством ознакомления якутских народных сказок. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Наблюдая за судьбами главных героев , переживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов ребенок формирует для себя картину мира, и в зависимости от этого, будет воспринимать различные ситуации правильно и действовать соответствующим образом.
Так как набирается разновозрастная категория детей, совместная и самостоятельная деятельность  проводится в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей. При этом образовательный процесс строится с учетом взаимодействия детей разных возрастов и с частой сменой деятельности. Также, использование интеграции всех образовательных областей.
Организация и стиль проведения работы Сообщества не проходят как традиционное занятие. На начальном этапе ознакомления любой якутской народной сказки, как ключ вхождения в мир сказок является игра на хомусе.
Желательна использование интеграции всех образовательных областей. Пример ознакомления сказки «Старушка Таал-Таал».
Развитие речи. Происходит обогащение словарного запаса детей: развитие связной речи, грамматически правильной диалогической речи. Рассказ, чтение, показ сказок в любой форме. Используются ранее подобранные рисунки, картинки, иллюстрации, презентации. После рассказа-показа произведения, ведется словарная работа. Для этого используются опорные картинки,  соответствующие содержанию новых неизвестных детям слов (фразеологизмы, архаизмы, фразеологические обороты, названия местностей, имена  героев сказок и.т.д.).
Физическое развитие. Используя некоторые виды упражнений происходит развитие равновесия, координации движения. Также делают дыхательную гимнастику, гимнастику лица. Проводится физкультминутка. Содержание Упражнений соответствует смыслу сказки:
- Старушка Таал-Таал катается по льду (имитируют движения конькобежца).
- Вете-ветер, ты могуч! Дует ветер (делают дыхательную гимнастику).
- Лисичка-лисичка, ты сильна? Как смотрит лисица? Какие глаза у нее? (делают гимнастику для лица).
Реализация темы, в данном случае по содержанию произведения, проходит в разных видах детской активности и творчества: ребенок проживает смысл и мораль сказки в рисовании, лепке, конструировании, драматизации и.т.д. Здесь для выбора любого вида деятельности, важно подготовить «зоны развития» по всем вышеуказанным направлениям. Например, центр творчества, уголок настольных игр, чудо-балаган (теремок), где дети могут сами  играть по ролям сюжетных сказок, столик волшебных пазлов и.т.д.
Познавательное развитие. Происходит расширение кругозора, развивается воображение, привитие культурных ценностей народа,  формирование навыков трудовой деятельности.. В центре логических манипулятивных игр, дети могут решать «сказочные задачки»: Старушка Таал-Таал по дороге к лес встретила 1 лису и 1 белку. А старик встретил 1 лисой и 2 белками больше, чем Старушка Таал-Таал.
Задание:
- сколько лисиц и сколько белок встретил на своем пути Старик?
- сколько всего животных встретила в лесу Старушка Таал-Таал?
- сколько всего животных встретили оба героя?
- всего сколько белок?
- каких животных больше  всего по количеству и каких меньше?
- Старушка Таал-Таал набрала на коромысле воду 2 раза. Сколько всего ведер она донесла до дому?
- У нее было 3 коровы. Из них у одной появился теленок. Сколько всего коров стало в хлеву?
Весь процесс деятельности опирается на наглядных материалах (карточки, иллюстрации, рисунки, игрушки, игрушки-заменители, пальчиковые куклы, книги, рисунки детей и.т.д.) Можно придумать любые задания по содержанию сказок, исходя из возрастных, индивидуальных особенностей детей.
Социально-коммуникативное развитие. В процессе работы происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности с другими. Так, конце как закрепление, дети могут сами придумать загадки, пословицы по содержанию сказок. Каждый ребенок может рассказать друг другу, взрослому, продемонстрировать свою  работу, презентовать рисунок, макет, лепку, сделанное своими руками.  Могут работать как коллективно, так и индивидуально.
Также хочу отметить то, что во время проведения  любого вида Сообщества, важно и даже нужно почаще приглашать взрослого гостя в лице родителей, педагогов-специалистов, работников музея, цирка, театра, исходя из поставленных целей, вида деятельности, интересов детей.   Т.е. социальную ситуацию развития детей дошкольного возраста следует строить за счет создания открытого образовательного пространства с непосредственным участием взрослого в совместной деятельности, в том числе посредством создания проектов и планов действий с прогнозируемыми результатами для ребенка, педагога, родителей на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы. Деятельность детско-взрослых сообществ способствует формированию успешности и самореализации каждого ребенка, углублению позитивного отношения к миру и принятию других, самостоятельности, автономности, стимулирует потребность к самосовершенствованию.
Таким образом, деятельность в детско-взрослых сообществах позволяет создать условия для развития дошкольников в соответствии с их различиями, склонностями, способностями и интересами, способствующими формированию компетенций, которые обеспечивают им успешность сегодня и будущем.
 
Список использованной литературы
  1.  Винокурова Л.В, Т.А. Макарова. Волшебный мир сказок. Автономное учреждение Редакционно- издательского объединения Новая жизнь. Республика Саха (Якутия) Чурапчинский улус, 2012.
  2. Макарова Т.А. Педагогические условия развития творческо активности детей дошкольного возраста: монография. М.:Изд.,Спутник +, 2012. – 160 с.
  3. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени. М.: Флинта Наука, 1997. – 158 с.
  4. Флейк – Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношение с окружающим миром//К – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 511 с.
  5. Шаг за Шагом к ФГОС (опыт программы, ориентированной на ребенка)/автор-сост. С.М. Оберемок. – 2-е изд., доп. – Новосибирск, 2017. - 124 с.
  6. Якутские сказки. Литературно-художественное издание. Сост. А.А. Борисова. – НКИ Бичик. Якутск, 2011. – 200 с, ил.

 

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Оксана Аммосовна, наһаа үчүгэйдик тыырыллан, тэриллэн оҥоһуллубут олус интэриэһинэй сорудахтаах олимпиадаҕыт түмүгэ тахсыбытынан эҕэрдэлиибин уонна улахан махталбын биллэрэбин.
Биһиги кылаас оруобуна үөрэх дьылын түмүктүүр тэрээһинигэр түбэспитэ олус үчүгэй бэлэх буолар буолла.
Сыралаах үлэҕит өссө таһаарыылаах, өссө элбэх кыттааччылаах буоллун! Сайын кэлбитинэн, күөххэ үктэммиппитинэн!
Бары үтүөнү баҕарабын!🙋🏼‍♀️🥰🙌🏻🙏🏻🙏🏻🙏🏻
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Олимпиадаҕа кыттан астынныбыт, миэстэлэһэн үөрүүбүт улахан. Махтал тэрийээччилэргэ!

Соломонова Вера Семеновна учитель начальных классов МБОУ "Оленекская СОШ имени Х.М. Николаева"
Выражаю огромную благодарность организаторам сайта. С радостью принимаем
участие в каждой олимпиаде! Желаю дальнейших успехов!

Саха политехнический лицей.
Петрова Вера Панфиловна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Спасибо большое за дипломы. Дети очень рады. Желаем вам здоровья, дальнейших успехов в работе!

Слепцова Мария Ильинична, учитель начальных классов, с. Хонуу Момского района
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru