Степанова Вера Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Батагайская СОШ имени Н.Н. Тарского»
Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность социальной направленности – важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа кружка «Моя Якутия» разработана для учащихся начальной школы третьего года обучения. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа кружка дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
Программа кружка «Моя Якутия» составлена с учетом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы.
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры, идентификации учащегося как гражданина России и Республики Саха (Якутия), сохраняющего красоту якутской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях нашего края, укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчуждения между ними.
Программа кружка «Моя Якутия» составлена с учетом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы.
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры, идентификации учащегося как гражданина России и Республики Саха (Якутия), сохраняющего красоту якутской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях нашего края, укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчуждения между ними.
Задачи курса:
- формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;
- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на якутской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;
- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;
- расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;
- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
-создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа основана на следующих принципах:
воспитание и обучение детей младшего школьного возраста происходит по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развитая;
приобщение детей к культуре, традициям коренных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия);
личностно-ориентированный подход учителя к подбору материала программы в зависимости от уровня развития ребенка.
В достижении вышеназванной цели учителю помогут такие методы и приемы, которые позволят активизировать умственную деятельность учащихся, главным из которых, на наш взгляд, является метод создания на уроке творческой атмосферы, который реализуется следующими приемами: развитие активного восприятия; устное рисование; рисование по воображению; раскрашивание по рисунку или фотографиям;
аппликация и простейшее конструирование элементов одежды; заполнение карт-схем по основным признакам предмета;
предварительное ознакомление с отдельными вопросами одной большой темы; использование элементов сравнения;
монологические рассказы; разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторин; опора на жизненный опыт учащихся.
Содержание занятий может быть весьма разнообразным: слушание народных сказок, их инсценирование; чтение детских произведений; отгадывание и запоминание загадок; запоминание пословиц и поговорок; разучивание национальных игр; слушание записи музыки, игры на хомусе, песен в исполнении народных певцов, мелодистов, артистов; рисование по национальным мотивам; беседы о народных традициях, обычаях, обрядах.
2. Место курса «Технология» в учебном план
Курс внеурочной деятельности «Мой край родной» во 3-ом классе рассчитана на 30 часа в год ( 1 час в неделю с октября месяца).
3.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Мой край на карте.
Цели и задачи курса. Якутия – удивительный край. Территория и географическое положение Республики Саха (Якутии), Нерюнгринского района.
Основные исторические памятники Республики Саха (Якутия): башня якутского острога, памятник Петру Бекетову, Шергинская шахта, Никольский Собор, Преображенская церковь, памятник основателям Якутска, памятник казачьему кораблику-кочу, памятник Нюргуну Боотуру, памятник Платону Ойунскому, памятник первооткрывателям алмазов, дом-музей в селе Покровск, памятник О. А Кальвице т.п
Раздел 2. Красота и богатство природы.
Красота и богатство якутской тайги. Экскурсия в природу. Разнообразие растений и животных Якутии. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания. Дикие и домашние животные нашего региона. Роль домашних животных в жизни человека. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание различных птиц в зимний период. Практическая работа «Изготовление кормушек» Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде? Практическая работа. Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. Охрана редких и исчезающих животных Якутии. Красная книга – сигнал бедствия. Беседа: о местах и способах добычи полезных ископаемых, о практическом значении. Экскурсия на угольный разрез. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами. Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Россия – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.
Раздел 3. Красота человека
Традиционные занятия якутов. Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Древний человек надел на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные на нитку бусы и камни. Практическая работа. Изготовление оберега. Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. Практическая работа: разучивание игр. Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями. Своеобразия сказочных персонажей. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
-
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
Министерство образования и науки Российской Федерацииhttp://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования
Учительская газета http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа" http://nsc.1september.ru
Журнал "Вестник образования России" http://www.vestniknews.ru
Школьная пресса: информационный портал http://portal.lgo.ru
Издательство «Баласс» www.school2100.ru
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.lbz.ru
Издательский центр "Мой учебник" www.my-tbook.ru
Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования) http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
|
Метапредметные
|
Предметные
|
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
|
- выполнять действия по плану;
- сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы;
- заполнять таблицу;
- использовать просмотровое чтение;
- определять главную мысль текста;
- пользоваться энциклопедиями, словарями;
- записывать библиографические данные книги;
- ставить цель, подбирать средства для ее реализации, определять признаки оценки результата;
- согласовывать и координировать свою работу с членами группы;
- оценивать результаты работы группы, свою работу в группе;
- анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;
- планировать и организовывать элементарную природоохранную деятельность в социоприродном окружении школы;
- объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни;
- оценивать поведение личности с точки зрения экологической ответственности;
- вести диалог.
|
Знать:
- название городов Республики Саха (Якутия);
- основные достопримечательности своего населённого пункта;
- народы, населяющие Республику Саха (Якутия)
- распространённые в Якутии современные профессии и ремёсла коренных народов края.
Уметь характеризовать:
- значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом;
- роль семьи в общественной жизни;
- роль Республики Саха (Якутия) в экономической и культурной жизни России и современного мира.
Уметь применять знания на практике:
- показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое положение Республики Саха (Якутия), столицу и свой населенный пункт;
- соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;
- соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «Моя Якутия»
№
|
Тема
|
Содержание урока
|
УУД
|
Дата
|
|||
план
|
|||||||
Раздел 1. Мой край на карте.
|
|||||||
1
|
Введение. Я- якутянин.
Знакомство с символикой Республики Саха (Якутия).
|
Цели и задачи курса. Якутия – удивительный край. Практическая работа: раскрашивание флага РС(Я). Работа в парах.
|
Личностные
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
|
|
|||
2
|
Путешествие по родному краю.
|
Территория и географическое положение Республики Саха (Якутии)
|
|
||||
3
|
Исторические и природные памятники PC (Я)
|
Основные исторические памятники Республики Саха (Якутия): башня якутского острога, памятник Петру Бекетову, Шергинская шахта, Никольский Собор, Преображенская церковь, памятник основателям Якутска, памятник казачьему кораблику-кочу, памятник Нюргуну Боотуру, памятник Платону Ойунскому, памятник первооткрывателям алмазов, дом-музей в селе Покровск, памятник О. А Кальвице т.п
|
|
||||
Раздел 2. Красота и богатство природы.
|
|||||||
4
|
Растения родного края.
|
Красота якутской тайги. Экскурсия в природу.
|
Личностные
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Метапредметные
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
|
|
|||
5
|
Кладовая якутских лесов.
|
Богатство якутских лесов.
|
|
||||
6
|
Кто где живет?
|
Разнообразие растений и животных Якутии. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания
|
|
||||
7
|
Животный мир Якутии
|
Дикие и домашние животные нашего региона. Роль домашних животных в жизни человека.
Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?
Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.
|
|
||||
8
|
Зимующие птицы
|
Домашние и дикие птицы.
Где зимуют птицы?
Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу?
Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах.
Испытание для птиц – зимние морозы. Питание различных птиц в зимний период. Практическая работа «Изготовление кормушек»
|
|
||||
9
|
Встречам зиму!
Народные приметы.
|
Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде?
Практическая работа.
Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года.
|
|
||||
10
|
Природа готовится к зиме
|
Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных
|
|
||||
11
|
Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера
|
Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.
|
|
||||
12
|
Красная книга
|
Охрана редких и исчезающих животных Якутии. Красная книга – сигнал бедствия
|
|
||||
13
|
Полезные ископаемые.
|
Беседа: о местах и способах добычи полезных ископаемых, о практическом значении.
|
|
||||
14
|
Весеннее пробуждение
|
Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами. Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения.
|
|
||||
15
|
История консервной банки
|
Борьба с мусором. Вторичная переработка. Россия – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём
|
|
||||
Раздел 3. Красота человека
|
|||||||
16
|
Многонациональность жителей
|
Якутия – многонациональный край. Традиционные занятия якутов.
|
Личностные
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
|
|
|||
17
|
Национальный костюм .
|
Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Древний человек надел на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные на нитку бусы и камни. Практическая работа.
Изготовление оберега.
|
|
||||
18
|
Традиционные ремесла моего края
|
Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края.
|
|
||||
19
|
Национальные игры народов Якутии
|
Практическая работа: разучивание игр
|
|
||||
20
|
Музыка Якутии.
|
Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями.
|
|
||||
21
|
Самобытность якутского слова.
|
Своеобразия сказочных персонажей
|
|
||||
22
23
|
Устное народное творчество
|
|
|||||
24
25
|
Книги якутских писателей.
|
|
|||||
26
|
Летний праздник встречи лета «ЫСЫАХ»
|
|
|
||||
27
|
Наш край богат талантами
|
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
|
|
||||
28
|
Наш край в годы Великой Отечественной войны
|
События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
Творческая работа «Расскажи о своем герое».
Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
|
|
||||
29
|
Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу»
|
|
|
||||
30
|
Коллективный коллаж на тему «Скоро лето!»
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы для детей
-
Якуты: легендарные и исторические личности. Якутск, 2005.
-
Серошевский В.Л. Якуты. – М., 1993г
-
Далан. Тыгын Дархан. – Дьокуускай 1993
-
Никитин Н.И. Осовение Сибири в 17 веке. М., 1990
-
Пестерев В.И. Исторические миниатюры о Якутии. Якутск 1993
Список литературы для педагога.
-
Якуты: легендарные и исторические личности. Якутск, 2005.
-
Серошевский В.Л. Якуты. – М., 1993г
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
-
Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
-
Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих ЭОР:
-
ресурсы СПО по истории