Аммосова Индияна Софроновна,
Шеломова Наталья Федоровна
учителя английского языка
МОБУ "Саха гимназия"
ГО "город Якутск"
Республика Саха (Якутия)
ФГОС третьего поколения предоставляет обучающимся право на проектирование собственного содержания образования, т.е. при обучении применяется индивидуализация образования. Эта идея находит отражение и в новой программе по иностранному языку в виде предоставления субъектам образовательного процесса возможности планировать индивидуальные траектории образования, опираясь на исходный уровень владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования. Индивидуализация предполагает процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.
Цель данной работы - на основе опыта преподавания выявить способы и методы тьюторского сопровождения при обучении английскому языку на примере 6 класса по УМК «Spotlight».
В условиях индивидуализации образования актуальной становится проблема тьюторского сопровождения обучающихся. Под тьюторским сопровождением понимается педагогическая деятельность, ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, направленная на «выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, … формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося» [2], грамотное и заботливое сопровождение. Тьютор (от англ. tutor) – консультант, наставник, осуществляющий общее руководство данной деятельностью. В отличие от учителя, который планирует и реализует одно содержание для всех обучающихся, тьютор исходит от возможностей и интересов учащихся, помогает им реализовать их цели.
В работе тьютора лежит принцип индивидуализации, который нельзя путать с индивидуальным подходом. При индивидуальном подходе обучение организуется на основе индивидуальных особенностей ребенка, создавая условия для активной познавательной деятельности. Тогда как принцип индивидуализации предполагает выстраивание своего образовательного маршрута. Цель учителя как тьютора – помочь каждому учащемуся разработать свою образовательную траекторию и сопровождать его в построении индивидуального образовательного плана. Принцип индивидуального подхода и принцип индивидуализации можно изобразить таким образом:
Индивидуализация в образовании предполагает использование следующих основных понятий при организации образовательной среды:
-
Вариативность: возможность выбора любых образовательных предложений – нужно предложить учащимся реальный выбор при решении определенной учебной задачи. Это может быть как форма, так и методы обучения.
-
Открытость: возможность для учащихся преодолеть границы любой какой-либо заданной заранее учебной программы, предлагая свои идеи, т.е. учащийся управляет собственной познавательной и образовательной деятельностью.
-
Избыточность: выбор форм и инструментов должен быть настолько обширным, чтобы учащийся не мог не включиться в деятельность.
-
Провокативная среда: создание определенной образовательной среды помогает актуализировать у каждого человека запрос на усвоение материала, тем самым побуждая ученика на действие.
Начиная с 2020 года мы реализуем тьюторское сопровождение в преподаваемых классах, которое помогает совершенствовать процесс обучения английскому языку. На примере одного из модулей по УМК 6 класса «Spotlight» представлена таблица освоения учебного материала - карта знаний по модулю 6.
Освоение учебного материала по английскому языку
6 класс
Модуль 6 «На досуге»
№
|
Ф.И.
|
Лексика по теме
WL 6a, 6b
|
Проект
|
Топик
«My free time»
|
Тест по модулю
|
ДСР
|
|
|
- словарный диктант,
- устный зачет,
- упражнения на лексику,
- вариант учащихся
|
- "Yakut national board games",
- опрос "Free time activities",
- опрос "My favourite games",
- опрос "After class activities I attend",
- вариант учащихся
|
- очный рассказ,
- видеорассказ,
- видеоролик,
- вариант учащихся
|
|
Задания по уровням на выбор учащегося
|
|
Дата
|
ХХ
|
ХХ
|
ХХ
|
ХХ
|
ХХ
|
1
|
ФИ уч-ся
|
|
|
|
|
|
На вводном уроке модуля разрабатываем карту знаний вместе с учащимися по теме модуля. Договариваемся о датах зачетных работ, обучающиеся выбирают формы работ. Таким образом, ученики проектируют содержание материала по модулю и планируют свои действия.
Например, для освоения лексики по модулю учащихся на выбор даются следующие формы работ: словарный диктант, устный зачет, упражнения на лексику, или учащиеся предлагают свой вариант. При проектной деятельности предоставляются на выбор такие темы работ: "Якутские национальные настольные игры", проведение и представление результатов опроса "Занятия в свободное время", "Мои любимые игры", "Мои кружки" или вариант учащихся. Для развития коммуникативных умений составляют монологическое высказывание "Мое свободное время", которое сдают как очный рассказ, видеорассказ, видеоролик или в иной форме, выполненной учащимися. ДСР представляет собой домашнюю самостоятельную работу по пройденному модулю: учитель составляет разноуровневые задания, из которых учащийся выбирает и выполняет те, которые необходимы ему для успешного усвоения материала модуля.
Несмотря на положительный эффект от применения данной методики, мы выявили следующие проблемы: дефицит времени у педагога при двухсменной работе, это вызывает затруднения при проведении индивидуальных консультаций, мастерских, подготовке творческих работ, проектов с учащимися. Это и дополнительная трата времени при составлении, разработке индивидуальных, разноуровневых заданий и программ, а также детальная, более внимательная подготовка к каждому уроку.
На основе нашей практики преподавания мы можем сделать следующие выводы:
-
Повысилось качество обученности учащихся. Учащиеся научились планировать свою учебную деятельность, предъявлять знания по предмету, используя свои сильные стороны.
-
Учащиеся осознанно подходят к содержанию образования, вникая в материал модуля (лексика, грамматика, устная речь, проекты).
-
Появляется системность в изучении английского языка, которая охватывает все аспекты обучения английскому языку.
-
Развивается самоорганизация. Учащиеся эффективно используют время и ресурсы для освоения материала.
Список литературы
1. Гладкая Е.С. Технологии тьюторского сопровождения: учебное пособие / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 93 с.
2. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: Лекции 1–4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. –56 с.
3. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в Российском образовании // Вопросы образования. 2011. 163-180.
4. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. – 246 с.