Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Тьюторское сопровождение при обучении английскому языку (на материале 6 класса по УМК «Spotlight»)

Аммосова Индияна Софроновна,
Шеломова Наталья Федоровна
учителя английского языка
МОБУ "Саха гимназия"
ГО "город Якутск"
Республика Саха (Якутия)
 
   Аннотация: Статья посвящена использованию технологий тьюторского сопровождения при организации учебной деятельности учащихся при обучении английскому языку. Ключевые слова: индивидуализация, тьюторское сопровождение, карта знаний, содержание материала, планирование.
ФГОС третьего поколения предоставляет обучающимся право на проектирование собственного содержания образования, т.е. при обучении применяется индивидуализация образования. Эта идея находит отражение и в новой программе по иностранному языку в виде предоставления субъектам образовательного процесса возможности планировать индивидуальные траектории образования, опираясь на исходный уровень владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования. Индивидуализация предполагает процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.
  Цель данной работы - на основе опыта преподавания выявить способы и методы тьюторского сопровождения при обучении английскому языку на примере 6 класса по УМК «Spotlight».
В условиях индивидуализации образования актуальной становится проблема тьюторского сопровождения обучающихся. Под тьюторским сопровождением понимается педагогическая деятельность, ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам,  направленная на «выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, … формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося» [2], грамотное и заботливое сопровождение. Тьютор (от англ. tutor) – консультант, наставник, осуществляющий общее руководство данной деятельностью. В отличие от учителя, который планирует и реализует одно содержание для всех обучающихся, тьютор исходит от возможностей и интересов учащихся, помогает им реализовать их цели.
В работе тьютора лежит принцип индивидуализации, который нельзя путать с индивидуальным подходом. При индивидуальном подходе обучение организуется  на основе  индивидуальных особенностей ребенка, создавая условия для активной познавательной деятельности. Тогда как принцип индивидуализации предполагает выстраивание своего образовательного маршрута. Цель учителя как тьютора – помочь каждому учащемуся разработать свою образовательную траекторию и сопровождать его в построении индивидуального образовательного плана. Принцип  индивидуального подхода и принцип индивидуализации можно изобразить таким образом:
https://lh5.googleusercontent.com/voePmPoGZCFFpgRlKvEN8dIZHBxbltjqn35YzBO1mHbOO6RRAQU_HQDbl-mSSD-8mcHiczhHfRK7sQxwkPo-gCLngoYfiFN08ieWv5GHJUboHFRpH8wUdSXO062LodoZ91DeZUv1gFhAXU2Oa1omRQ=s2048 https://lh4.googleusercontent.com/nbctLej2TE8K6_k5cyDMBRjA8dt8yXuls_YwZs_oqjzw700MdpEIAE5xQ29v51spRHHNUMOtDnp6yvuJTXT6w5tcKzaAk-iv8JsDPYdjS5dmYIx-iDP8W4B9u7SDUI51OORtY-Au2wpJjPgHs7qCfw=s2048
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуализация в образовании предполагает использование следующих основных понятий при организации образовательной среды:
  • Вариативность: возможность выбора любых образовательных предложений – нужно предложить учащимся реальный выбор при решении определенной учебной задачи. Это может быть как форма, так и методы обучения.
  • Открытость: возможность для учащихся преодолеть границы любой какой-либо заданной заранее учебной программы, предлагая свои идеи, т.е. учащийся управляет собственной познавательной и образовательной деятельностью.
  • Избыточность: выбор форм и инструментов должен быть настолько обширным, чтобы учащийся не мог не включиться в деятельность. 
  • Провокативная среда: создание определенной образовательной среды помогает актуализировать у каждого человека запрос на усвоение материала, тем самым побуждая ученика на действие.
Начиная с 2020 года мы реализуем тьюторское сопровождение в преподаваемых классах, которое помогает совершенствовать процесс обучения английскому языку. На примере одного из модулей по УМК 6 класса «Spotlight» представлена таблица освоения учебного материала - карта знаний по модулю 6.
Освоение учебного материала по английскому языку
6 класс                                                                                                                      
Модуль 6 «На досуге»
Ф.И.
Лексика по теме
WL 6a, 6b
Проект
Топик
«My free time»
Тест по модулю
ДСР
 
 
- словарный диктант,
- устный зачет,
- упражнения на лексику,
- вариант учащихся
- "Yakut national board games",
- опрос "Free time activities",
- опрос "My favourite games",
- опрос "After class activities I attend",
- вариант учащихся
- очный рассказ,
- видеорассказ,
- видеоролик,
- вариант учащихся
 
Задания по уровням на выбор учащегося
 
Дата
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
1
ФИ уч-ся
 
 
 
 
 
На вводном уроке модуля разрабатываем карту знаний вместе с учащимися по теме модуля. Договариваемся о датах зачетных работ, обучающиеся выбирают формы работ. Таким образом, ученики проектируют содержание материала по модулю и планируют свои действия.
Например, для освоения лексики по модулю учащихся на выбор даются следующие формы работ: словарный диктант, устный зачет, упражнения на лексику, или учащиеся предлагают свой вариант. При проектной деятельности предоставляются на выбор такие темы работ: "Якутские национальные настольные игры", проведение и представление результатов опроса "Занятия в свободное время", "Мои любимые игры", "Мои кружки" или вариант учащихся. Для развития коммуникативных умений составляют монологическое высказывание "Мое свободное время", которое сдают как очный рассказ, видеорассказ, видеоролик или в иной форме, выполненной учащимися. ДСР представляет собой домашнюю самостоятельную работу по пройденному модулю: учитель составляет разноуровневые задания, из которых учащийся выбирает и выполняет те, которые необходимы ему для успешного усвоения материала модуля.
Несмотря на положительный эффект от применения данной методики, мы выявили следующие проблемы: дефицит времени у педагога при двухсменной работе, это вызывает затруднения при проведении индивидуальных консультаций, мастерских, подготовке творческих работ, проектов с учащимися. Это и дополнительная трата времени при составлении, разработке индивидуальных, разноуровневых заданий и программ, а также детальная, более внимательная подготовка к каждому уроку.
На основе нашей практики преподавания мы можем сделать следующие выводы:
  1. Повысилось качество обученности учащихся. Учащиеся научились планировать  свою учебную деятельность, предъявлять знания по предмету, используя свои сильные стороны.
  2. Учащиеся осознанно подходят к содержанию образования, вникая в материал модуля (лексика, грамматика, устная речь, проекты).
  3. Появляется системность в изучении английского языка, которая охватывает все аспекты обучения английскому языку.
  4. Развивается самоорганизация. Учащиеся эффективно используют время и ресурсы для освоения материала.
Список литературы
1. Гладкая Е.С. Технологии тьюторского сопровождения: учебное пособие / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 93 с.
2. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: Лекции 1–4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. –56 с.
3. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в Российском образовании // Вопросы образования. 2011. 163-180.
4. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. – 246 с.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru