Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста

Заморщикова Варвара Васильевна,
учитель начальных классов 
МОБУ  СОШ №31 г. Якутска
 
 
           Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной и исследовательской деятельности школьников. Основная проблема  при организация проектно - исследовательской работы учащихся младшего школьного возраста состоит в том, что сложно научить  школьников  ведению исследовательской  работы в силу их возрастных особенностей. 
С  целью качественной  организации исследовательской деятельности  учащихся  младшего школьного возраста, я решила внести  в систему урочной и внеурочной деятельности занятия по развитию  исследовательских  компетентностей  учащихся.
С 1 класса я веду   работу по направлениям:
- Обучение детей начальным навыком исследования на уроках.     
- Организация  работы кружка по исследовательскому направлению.
- Организация  работы над проектами.
- Индивидуальная  и групповая работа с детьми.
Особенностью  исследовательской работы в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий.  Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно  несколько направлений деятельности.
С 1 класса даю на уроках, во внеурочных занятиях работу над групповыми и индивидуальными проектами. Работая над простыми проектами, первоклассники обучаются делать простые операции. Ребята составляют коллекции, готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками и родителями.
Хочу вас познакомить с двумя нашими проектами.  Одним из первых исследовательских  проектов  была  работа над проектом «Сказки из фетра», которая была начата в 1 классе. Перед вами паспорт данного проекта.
1
Название проекта:
Сказка из фетра
2
Актуальность проекта:
Фетр  доступный природный материал,  безвредный и безопасный,  поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Опрос, проведенный среди детей, показал, что они не знают этот материал и  не умеют работать с ним. Изготовление изделий из фетра очень полезно для развития мелкой моторики руки, воображения, фантазии. Для учащихся начальных классов очень важно научиться работать с разными материалами, так как  любое творчество успокаивает ребенка, повышается внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность.  С фетром очень легко  работать: его удобно вырезать, он не осыпается по краям, у него большая палитра цветов. Из фетра можно изготовить игрушки, сказочных героев, которые можно использовать для инсценировки. Поэтому для учащихся младшего школьного возраста из тканевых материалов фетр – самый подходящий для творчества материал.  
3
Сроки и этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап ( сентябрь - декабрь 2016 г.):
2. Основной этап (январь  2017 -  декабрь 2017 г.)
3. Заключительный этап  (январь 2018 - май 2019 г.)
4
Цель проекта:
 
Освоить технологию изготовления изделий из фетра и изготовить изделия.
 
5
Задачи проекта:
 
  1. Изучить литературу о фетре и его разновидности.
  2. Познакомиться с технологией изготовления изделий из фетра.
  3. Научить одноклассников технологии изготовления изделий из фетра.
  4. Изготовить изделия из фетра (сказочных персонажей, развивающих игрушек)
  5. Участие в конкурсах творческих работ.
  6. Участие в НПК по проекту.
  7. Подготовка  инсценировок с использованием  изделий из фетра – сказочных персонажей.
  8. Сделать подарок детям младшей группы детского сада «Кэнчээри»
6
Проблемы проекта.
 
  • Учащиеся не знакомы с таким материалом для творчества, как фетр.
  • Слабое развитие моторики руки у большого количества учащихся.
7
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Информационные, наглядные, практические
 
8
Ожидаемые результаты.
 
  1. Расширение знаний обучающихся о фетре.
  2. Изготовление изделий из фетра (сказочных персонажей, развивающих игрушек)
  3. Сделать подарок детям младшей группы детского сада «Кэнчээри»
9
Механизмы реализации проекта:
 
  • Изучение литературы о фетре.
  • Знакомство с учащихся с фетром.
  • Составление плана работы
  • Разработка идей, вариантов.
  • Выбор ниток и фетра.
  •  Обучение детей с технологической последовательностью  изготовления изделия.
  • Изготовление шаблонов планируемых  изделий.
  • Самостоятельная работа учащихся по созданию авторских  работ из фетра.
  • Участие в конкурсах творческих работ.
10
Формы работы.
 
  • Проведение бесед
  • Творческие мастерские
  • Участие в конкурсах
  • Организация выставок
  • Участие в НПК по проекту.
11
Организационные формы реализации проекта(этапы):
 
1. Подготовительный этап ( январь - май 2017 г.)
  • Опрос учащихся
  • Обоснование возникшей проблемы
  • Составление плана работы по проекту
  • Работа с литературой
 
2. Основной этап (сентябрь 2017 - май 2018 г.):
  • Разработка идей, вариантов.
  • Выбор изделий.
  • Выбор ниток и фетра.
  • Подготовка инструментов.
  • Инструктаж по ТБ (:
а) Общие правила.
б) Правила обращения с ножницами.
в) Правила работы с иглой и булавкой.
г) Санитарно-гигиенические требования
  • Подготовка шаблонов.
  • Создание отдельных авторских  изделий.
  • Создание общей работы по изготовлению сказочных персонажей.
  • Представление проекта: выступление перед одноклассниками, на параллели перед учащимися, перед родителями.
  • Участие в НПК по проекту.
  • Постановка инсценировок с использованием  изделий из фетра – сказочных персонажей.
3. Заключительный этап  (сентябрь 2018 - май 2019 г.):
  • Систематизация и обобщение материалов  проекта.
  • Рефлексия. Выступление учащихся о  своих  изделиях.
  • Оценка результата и процесса: анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач
  • Организация выставок. 
  • Подарить сказочные персонажи  детям младшей группы детского сада «Кэнчээри»
Проект «Сказки из фетра» был реализован успешно. Дети на освоили технологию изготовления изделий из фетра. Детьми были сделаны различные  изделия из фетра (сказочных персонажи из
сказок «Теремок», развивающие игрушки, книжки из фетра «Наша республика», «Веселые буквы», «На что похожа цифра». Сделали совместный проект «Игра - путешествие по улусам Республики Саха (Якутия)». Также с помощью родителей  были изготовлены костюмы из фетра. С данными проектными работами учащиеся участвовали в конференциях, конкурсах на различном уровне и занимали призовые места. 
 
Изображение выглядит как человек, группа, внутренний, в позе

Автоматически созданное описание
           Часто исследовательская работа, начатая на уроке,  имеет развитие и во внеурочное время. Обычно это  уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, далее  развиваем  начатые темы  во  время кружковых  занятий.
 Например, моим классом была проведена проектно - исследовательская работа по теме «Авторская  мультимедийная  книга «Моя семья – частичка  Победы»». Работа над данным проектом велась со 2 по 4 класс – 3 года.
Идея проекта возникла, когда мы с классом начали с помощью  родителей собирать данные о родственниках -  участниках  Великой Отечественной войны и ветеранах  тыла. Активность учащихся возросла при сборе  материала, участии в смотрах  песни и строя, подготовке  творческих  работ, при  разучивании песен, посвященных  ВОВ.
Актуальность:
      Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, о людях того поколения, о страницах исторических событий нашей страны, без которых нет настоящего и будущего.
Решаемая проблема:
  • Сохранение исторической памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны, формирование интереса к своим корням и сохранение реликвий прошлого с использованием современных информационных технологий.
  • Реализация направления по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Цель проекта:
  • Создание условий для гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
  • Создание презентаций, сочинений,  авторских  стихотворений, творческих  работ,  посвящённых  ветеранам и участникам Великой Отечественной войны –прадедушкам,  прабабушкам  и родственникам  учащихся.
  • Вовлечение родителей в совместную проектную и исследовательскую деятельность.
Задачи:
  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
  • Сбор материала о жизни  родственников в годы войны с помощью родителей.
  • Создание  авторских  работ, посвященных  Великой Отечественной войне  и  ко дню  Победы.
  • Создание  мультимедийной  книги  «Моя семья – частичка  Победы»  о жизни родственников в годы войны.
  • Подготовить выступления на классных часах, посвященных  ко дню Победы  "Мы помним, гордимся, благодарим".
  • Знакомство  с  песнями и произведениями писателей о  ВОВ.
Ожидаемые результаты:
  1. Расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне.
  2. Сохранение памяти о родных, участниках Великой Отечественной войны, о суровых годах жизни своих предков.
  3. Создание условий для формирования устойчивых представлений о вкладе прадедов и  других  родственников  в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны
Главный результат:
  1. Создание страниц памяти в свои семейные архивы, из которых дети составят мультимедийную  книгу «Моя  семья – частичка  Победы».
Методы работы над проектом:
  1. Сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, чтение литературы).
  2. Подготовка и проведение классных мероприятий.
  3. Систематизация и обобщение материалов проекта.
Этапы работы над проектом.
I этап.  Целеполагание.
     Согласно плану  воспитательной работы, с 1 класса проводится много мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся: классные  часы, беседы, поисковая работа, шефство над ветераном, участие в конкурсах патриотической песни, смотрах песни и строя.
     Во втором  классе  весь  коллектив  класса  принял  участие  в  Республиканском  конкурсе  патриотической  песни «Главная  песня  о  Родине и стали лауреатами 2 степени.  Разучили    песни – гимн  Республики  Саха (Якутия) и песни «Тыыннаахтар  умнубат  сыллара (Года, не забывемые живыми), «Мы не хотим войны».  Много  внимания  было  уделено  разучиванию  слов:  хотелось  добиться,  чтобы  дети  прониклись  словами  песен,  поняли  смысл  каждой  строчки.  Были  проведены  классные  часы о  родственниках -  участниках  ВОВ,  что явилось началом исследовательской деятельности, ведь почти  в каждой семье были участники Великой Отечественной войны. Определили актуальную и посильную задачу: собрать материал о защитниках Родины в своей семье и подготовить сообщение перед одноклассниками.
2. Основной этап.
Работа, организованная в классе:
  • Знакомство с   детской литературой о войне.
  • Проведение бесед, классных часов  о Великой Отечественной войне.
  • Шефство над ветераном тыла Саввиновой  Акулиной  Спиридоновной.
  • Оформление общей презентации  учащихся 2 а класса «Наши прадедушки и прабабушки  воевали за Родину - за наше светлое будущее».
  • В летние каникулы  – каждому ученику  провести  поисковую  работу:  собрать материал о своих прадедушках и прабабушках – участниках Великой Отечественной войны и ветеранах тыла.
  • В течение  текущего  учебного года по результатам  поисково – исследовательской  работы  подготовить презентации, сочинения о  участниках Великой Отечественной войны.
  • Разучивание песен, посвящённых  Великой Отечественной войне.
  • Участие в конкурсе сочинений и стихотворений собственного сочинения «Мы помним ваш подвиг, ветераны!».
  • Участие в конкурсе рисунков, открыток «День Победы».
  • Подготовка  литературно – музыкальной  композиции «Суох  буоллун сэрии!» («Пусть не будет войны никогда!»)  к  Республиканскому конкурсу «Радуга  земли  Олонхо».
  • Оформление стенда «Наши  ветераны».
3 этап. Сбор материала.
  • Сбор материала о  прадедах – участниках  ВОВ занял  достаточно много времени.  Многие ребята обратились к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам, искали информацию в архивных материалах..
  • Много времени заняло у ребят и родителей  оформление своего слайда в общей презентации  «Наши прадедушки и прабабушки воевали за Родину -
    за наше светлое будущее». Не во всех семьях сохранились старые фотографии, искали у родственников. Наконец,   общая  презентация учащихся  класса  была  готова.  В течение обучения  во  2  классе  часто  возвращались к презентации о прадедушках и прабабушках. Эта  презентация стала  постоянным  оформлением  к  песне  «Тыыннаахтар  умнубат  сыллара».
  • Ко дню  Победы  был проведен классный час "Мы помним, гордимся, благодарим" ,  на котором  некоторые  учащиеся выступили перед одноклассниками, рассказывая  о  своих  прадедах – участниках ВОВ и ветеранах тыла. 
  • В 3 классе учителем было  предложено  продолжить  исследование  и узнать, какие вещи, документы сохранила семья об родственниках - участниках ВОВ,  написать сочинение, творческие работы  о своих прадедах  и прабабушках.
  • Решение проблемы, а как сохранить надолго в памяти людей сведения, которые учащиеся узнали во время исследовательской работы? (Рассматриваются варианты: оформить стенгазету, журнал…)
  • Итогом коллективного обсуждения явилось предложение к 70-летию Победы сделать презентации, написать  сочинения,  нарисовать  плакаты, сделать открытки.
  • Учителем было предложено собрать  материал  в  виде  общей  мультимедийной  книги, куда  войдут  все  работы  учащихся – результат  поисково – исследовательской  работы.
4. Заключительный этап
      По итогам работы  провели классный час,  на котором подвели итоги работы над проектом, изучили  результат работы – мультимедийную  книгу «Моя семья – частичка Победы».  Каждый учащийся представлял свою работу. 
Практическое применение, полезность выполненной работы
     Созданную  мультимедийную  книгу «Моя семья – частичка Победы»можно использовать на уроках чтения,  во внеклассных мероприятиях, на классных часах и родительских собраниях.  Работа имеет воспитательное значение и для детей, и для их семей,  формирует патриотические чувства, чувство гордости подвигом людей, подаривших Родине МИР.
     Совместная поисково  – исследовательская  работа  заставила многих (и взрослых, и детей) задуматься: «А что я знаю о войне?». Возможно, каждому  захочется узнать о защитниках Родины  в его семье. можно использовать в музейной работе,
     Работа учащихся и родителей показывает, что они и их дети будут помнить о подвиге родственников – участников  Великой Отечественной войны и ветеранах тыла.  Имя прадедов и прабабушек увековечено с помощью  современных  технологий. Учащиеся должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
         В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Работа над данными проектами велась на уроках, во внеурочных занятиях, на занятиях кружка.  Надо отметить, что данные проекты предполагают работу в группах, которая  позволяет:
       А) детям:
- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут включиться в общую работу класса;
- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций целеполагания, планирования, контроля;
    Б) учителю:
- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержательное обучение;
- органически сочетать на уроке обучение и воспитание, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе.
          Особенность организации  исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабоуспевающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:
-мыслительных умений и навыков;
- анализ и выделение главного;
- сравнение, обобщение и систематизация;
- определение и объяснение понятий;
- конкретизация; доказательства и опровержения;
- умения видеть противоречия;
– умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
– умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.
   Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей.  Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Таким образом, исследовательская деятельность дает  возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить. 

 

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru