Заморщикова Варвара Васильевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №31 г. Якутска
Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной и исследовательской деятельности школьников. Основная проблема при организация проектно - исследовательской работы учащихся младшего школьного возраста состоит в том, что сложно научить школьников ведению исследовательской работы в силу их возрастных особенностей.
С целью качественной организации исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, я решила внести в систему урочной и внеурочной деятельности занятия по развитию исследовательских компетентностей учащихся.
С 1 класса я веду работу по направлениям:
- Обучение детей начальным навыком исследования на уроках.
- Организация работы кружка по исследовательскому направлению.
- Организация работы над проектами.
- Индивидуальная и групповая работа с детьми.
Особенностью исследовательской работы в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
С 1 класса даю на уроках, во внеурочных занятиях работу над групповыми и индивидуальными проектами. Работая над простыми проектами, первоклассники обучаются делать простые операции. Ребята составляют коллекции, готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками и родителями.
Хочу вас познакомить с двумя нашими проектами. Одним из первых исследовательских проектов была работа над проектом «Сказки из фетра», которая была начата в 1 классе. Перед вами паспорт данного проекта.
1
|
Название проекта:
|
Сказка из фетра
|
2
|
Актуальность проекта:
|
Фетр доступный природный материал, безвредный и безопасный, поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Опрос, проведенный среди детей, показал, что они не знают этот материал и не умеют работать с ним. Изготовление изделий из фетра очень полезно для развития мелкой моторики руки, воображения, фантазии. Для учащихся начальных классов очень важно научиться работать с разными материалами, так как любое творчество успокаивает ребенка, повышается внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность. С фетром очень легко работать: его удобно вырезать, он не осыпается по краям, у него большая палитра цветов. Из фетра можно изготовить игрушки, сказочных героев, которые можно использовать для инсценировки. Поэтому для учащихся младшего школьного возраста из тканевых материалов фетр – самый подходящий для творчества материал.
|
3
|
Сроки и этапы реализации проекта:
|
1. Подготовительный этап ( сентябрь - декабрь 2016 г.):
2. Основной этап (январь 2017 - декабрь 2017 г.)
3. Заключительный этап (январь 2018 - май 2019 г.)
|
4
|
Цель проекта:
|
Освоить технологию изготовления изделий из фетра и изготовить изделия.
|
5
|
Задачи проекта:
|
|
6
|
Проблемы проекта.
|
|
7
|
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
|
Информационные, наглядные, практические
|
8
|
Ожидаемые результаты.
|
|
9
|
Механизмы реализации проекта:
|
|
10
|
Формы работы.
|
|
11
|
Организационные формы реализации проекта(этапы):
|
1. Подготовительный этап ( январь - май 2017 г.)
2. Основной этап (сентябрь 2017 - май 2018 г.):
а) Общие правила.
б) Правила обращения с ножницами.
в) Правила работы с иглой и булавкой.
г) Санитарно-гигиенические требования
3. Заключительный этап (сентябрь 2018 - май 2019 г.):
|
Проект «Сказки из фетра» был реализован успешно. Дети на освоили технологию изготовления изделий из фетра. Детьми были сделаны различные изделия из фетра (сказочных персонажи из
сказок «Теремок», развивающие игрушки, книжки из фетра «Наша республика», «Веселые буквы», «На что похожа цифра». Сделали совместный проект «Игра - путешествие по улусам Республики Саха (Якутия)». Также с помощью родителей были изготовлены костюмы из фетра. С данными проектными работами учащиеся участвовали в конференциях, конкурсах на различном уровне и занимали призовые места.
Часто исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время. Обычно это уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, далее развиваем начатые темы во время кружковых занятий.
Например, моим классом была проведена проектно - исследовательская работа по теме «Авторская мультимедийная книга «Моя семья – частичка Победы»». Работа над данным проектом велась со 2 по 4 класс – 3 года.
Идея проекта возникла, когда мы с классом начали с помощью родителей собирать данные о родственниках - участниках Великой Отечественной войны и ветеранах тыла. Активность учащихся возросла при сборе материала, участии в смотрах песни и строя, подготовке творческих работ, при разучивании песен, посвященных ВОВ.
Актуальность:
Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, о людях того поколения, о страницах исторических событий нашей страны, без которых нет настоящего и будущего.
Решаемая проблема:
-
Сохранение исторической памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны, формирование интереса к своим корням и сохранение реликвий прошлого с использованием современных информационных технологий.
-
Реализация направления по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Цель проекта:
-
Создание условий для гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
-
Создание презентаций, сочинений, авторских стихотворений, творческих работ, посвящённых ветеранам и участникам Великой Отечественной войны –прадедушкам, прабабушкам и родственникам учащихся.
-
Вовлечение родителей в совместную проектную и исследовательскую деятельность.
Задачи:
-
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
-
Сбор материала о жизни родственников в годы войны с помощью родителей.
-
Создание авторских работ, посвященных Великой Отечественной войне и ко дню Победы.
-
Создание мультимедийной книги «Моя семья – частичка Победы» о жизни родственников в годы войны.
-
Подготовить выступления на классных часах, посвященных ко дню Победы "Мы помним, гордимся, благодарим".
-
Знакомство с песнями и произведениями писателей о ВОВ.
Ожидаемые результаты:
-
Расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне.
-
Сохранение памяти о родных, участниках Великой Отечественной войны, о суровых годах жизни своих предков.
-
Создание условий для формирования устойчивых представлений о вкладе прадедов и других родственников в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны
Главный результат:
-
Создание страниц памяти в свои семейные архивы, из которых дети составят мультимедийную книгу «Моя семья – частичка Победы».
Методы работы над проектом:
-
Сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, чтение литературы).
-
Подготовка и проведение классных мероприятий.
-
Систематизация и обобщение материалов проекта.
Этапы работы над проектом.
I этап. Целеполагание.
Согласно плану воспитательной работы, с 1 класса проводится много мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся: классные часы, беседы, поисковая работа, шефство над ветераном, участие в конкурсах патриотической песни, смотрах песни и строя.
Во втором классе весь коллектив класса принял участие в Республиканском конкурсе патриотической песни «Главная песня о Родине и стали лауреатами 2 степени. Разучили песни – гимн Республики Саха (Якутия) и песни «Тыыннаахтар умнубат сыллара (Года, не забывемые живыми), «Мы не хотим войны». Много внимания было уделено разучиванию слов: хотелось добиться, чтобы дети прониклись словами песен, поняли смысл каждой строчки. Были проведены классные часы о родственниках - участниках ВОВ, что явилось началом исследовательской деятельности, ведь почти в каждой семье были участники Великой Отечественной войны. Определили актуальную и посильную задачу: собрать материал о защитниках Родины в своей семье и подготовить сообщение перед одноклассниками.
2. Основной этап.
Работа, организованная в классе:
-
Знакомство с детской литературой о войне.
-
Проведение бесед, классных часов о Великой Отечественной войне.
-
Шефство над ветераном тыла Саввиновой Акулиной Спиридоновной.
-
Оформление общей презентации учащихся 2 а класса «Наши прадедушки и прабабушки воевали за Родину - за наше светлое будущее».
-
В летние каникулы – каждому ученику провести поисковую работу: собрать материал о своих прадедушках и прабабушках – участниках Великой Отечественной войны и ветеранах тыла.
-
В течение текущего учебного года по результатам поисково – исследовательской работы подготовить презентации, сочинения о участниках Великой Отечественной войны.
-
Разучивание песен, посвящённых Великой Отечественной войне.
-
Участие в конкурсе сочинений и стихотворений собственного сочинения «Мы помним ваш подвиг, ветераны!».
-
Участие в конкурсе рисунков, открыток «День Победы».
-
Подготовка литературно – музыкальной композиции «Суох буоллун сэрии!» («Пусть не будет войны никогда!») к Республиканскому конкурсу «Радуга земли Олонхо».
-
Оформление стенда «Наши ветераны».
3 этап. Сбор материала.
-
Сбор материала о прадедах – участниках ВОВ занял достаточно много времени. Многие ребята обратились к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам, искали информацию в архивных материалах..
-
Много времени заняло у ребят и родителей оформление своего слайда в общей презентации «Наши прадедушки и прабабушки воевали за Родину -
за наше светлое будущее». Не во всех семьях сохранились старые фотографии, искали у родственников. Наконец, общая презентация учащихся класса была готова. В течение обучения во 2 классе часто возвращались к презентации о прадедушках и прабабушках. Эта презентация стала постоянным оформлением к песне «Тыыннаахтар умнубат сыллара». -
Ко дню Победы был проведен классный час "Мы помним, гордимся, благодарим" , на котором некоторые учащиеся выступили перед одноклассниками, рассказывая о своих прадедах – участниках ВОВ и ветеранах тыла.
-
В 3 классе учителем было предложено продолжить исследование и узнать, какие вещи, документы сохранила семья об родственниках - участниках ВОВ, написать сочинение, творческие работы о своих прадедах и прабабушках.
-
Решение проблемы, а как сохранить надолго в памяти людей сведения, которые учащиеся узнали во время исследовательской работы? (Рассматриваются варианты: оформить стенгазету, журнал…)
-
Итогом коллективного обсуждения явилось предложение к 70-летию Победы сделать презентации, написать сочинения, нарисовать плакаты, сделать открытки.
-
Учителем было предложено собрать материал в виде общей мультимедийной книги, куда войдут все работы учащихся – результат поисково – исследовательской работы.
4. Заключительный этап
По итогам работы провели классный час, на котором подвели итоги работы над проектом, изучили результат работы – мультимедийную книгу «Моя семья – частичка Победы». Каждый учащийся представлял свою работу.
Практическое применение, полезность выполненной работы
Созданную мультимедийную книгу «Моя семья – частичка Победы»можно использовать на уроках чтения, во внеклассных мероприятиях, на классных часах и родительских собраниях. Работа имеет воспитательное значение и для детей, и для их семей, формирует патриотические чувства, чувство гордости подвигом людей, подаривших Родине МИР.
Совместная поисково – исследовательская работа заставила многих (и взрослых, и детей) задуматься: «А что я знаю о войне?». Возможно, каждому захочется узнать о защитниках Родины в его семье. можно использовать в музейной работе,
Работа учащихся и родителей показывает, что они и их дети будут помнить о подвиге родственников – участников Великой Отечественной войны и ветеранах тыла. Имя прадедов и прабабушек увековечено с помощью современных технологий. Учащиеся должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Работа над данными проектами велась на уроках, во внеурочных занятиях, на занятиях кружка. Надо отметить, что данные проекты предполагают работу в группах, которая позволяет:
А) детям:
- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут включиться в общую работу класса;
- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций целеполагания, планирования, контроля;
Б) учителю:
- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержательное обучение;
- органически сочетать на уроке обучение и воспитание, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабоуспевающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:
-мыслительных умений и навыков;
- анализ и выделение главного;
- сравнение, обобщение и систематизация;
- определение и объяснение понятий;
- конкретизация; доказательства и опровержения;
- умения видеть противоречия;
– умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
– умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Таким образом, исследовательская деятельность дает возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить.